Замглавы МИД Грузии: Этим людям нужно все, кроме мира
За час до начала штурма Цхинвали заместитель главы МИД Грузии Григол Вашадзе дал интервью корреспонденту "Интерфакса"
Москва. 8 августа. INTERFAX.RU – Подходы официального Тбилиси к решению грузино-осетинского конфликта изложил в интервью корреспонденту "Интерфакса" Ксении Байгаровой замглавы МИД Грузии Григол Вашадзе в четверг за час до того, как стало известно о штурме Цхинвали.
Как известно, достигнута договоренность о проведении встречи грузинской и югоосетинских сторон в пятницу в Цхинвали при посредничестве России. Что Вы ожидаете от этой встречи?
Действительно, достигнута договоренность о том, что в пятницу в час дня эта встреча должна состояться. Сам факт договоренности я подтверждаю, а состоится она или нет – сказать не могу. Встреча может не состояться точно так же, как это произошло сегодня, когда представители цхинвальского режима отказались встречаться с госминистром Грузии Темуром Якобашвили. Этим людям нужно все, кроме мира. Они отлично себя чувствуют в условиях этого конфликта.
Тем не менее, удалось достичь соглашения о прекращении огня с обеих сторон. Долго ли оно будет соблюдаться?
Дан приказ президента Грузии подразделениям министерства внутренних дел и грузинским миротворцам ответный огонь не открывать. У нас гибнут люди, есть жертвы - убитые и раненые. Тем не менее, приказ выполняется.
Сегодня целый день шли сообщения о том, что Грузия начала широкомасштабную переброску военной техники и персонала в направлении Южной Осетии…
Это ложь. Такого не было. Обратите внимание, что со стороны миротворцев не было никаких заявлений на этот счет. А истерия в российских СМИ немало способствует тому, что здесь происходит.
Сколько сейчас убитых и раненых с грузинской стороны?
Поступают разные сведения, но точных цифр пока у меня нет.
Есть ли сейчас вероятность широкомасштабной и серьезной войны?
Я не могу на такие вопросы отвечать. Но в любом случае могу подчеркнуть, что, к сожалению, непрогнозируемые события, такие, как разворачиваются сегодня, могут иметь место только в условиях, когда РФ 15 лет продолжала создавать, кормить, содержать криминальный режим и при этом думать, что можно его контролировать.
В связи с нынешним обострением ситуации, все-таки, готова ли Грузия собраться в рамках Смешанной контрольной комиссии (СКК)?
Мы готовы собраться в любом формате, который дает результат. Но СКК существует уже 15 лет, и то, что сегодня происходит – это и есть результат деятельности этого органа. Там, где три стороны противостоят одной и при этом каждая имеет право вето – такой орган и такой формат переговоров существовать по определению не может, а тем более давать результаты. Зачем придумывать велосипед, когда стороны могут встретиться, сесть за стол переговоров и выяснить все напрямую в присутствии, допустим, представителей России? А придумывается велосипед для того, чтобы не разговаривать, чтобы этот конфликт не был урегулирован мирным способом. Поймите, это действительно азбучная истина: цхинвальский режим может существовать только при условии, что его граждане, а точнее – его заложники - сидят в окопах.
Командующий Смешанными силами по поддержанию мира заявил, что необходимо увеличить число миротворцев в регионе. Вы на это согласны?
Нет, мы на это не согласны. Миротворцы давно находятся в регионе, но мы видим результаты их деятельности. Пятнадцать лет мы обращаем внимание на то, что технические, материальные и военные ресурсы поступают в Цхинвальский регион через Рокский туннель. Но миротворцы, вместо того, чтобы заняться демилитаризацией региона, на это закрывали глаза. Вот и результат. Если вооружать криминал, то какой результат можно получить? Только такой, как сегодня. Разве миротворцы смогли предотвратить нынешнее обострение, помешать бандитам, избежать человеческих жертв?
Президент Грузии заявил, что готов предоставить автономию Южной Осетии и при этом гарантом может стать Россия... Поясните суть идеи.
Да эта идея лежит на столе переговоров уже давным-давно. Мы предлагаем автономию в рамках Грузии по самым высоким стандартам Евросоюза. Все гражданские и человеческие права наших осетинских сограждан будут защищены должным образом. Будут защищены их традиции, обычаи и язык, гарантировано их представительство в центральных органах грузинской власти. Это все не ново. Но этот режим ничего не хочет, кроме войны.
Планируете ли вы выносить ситуацию в Южной Осетии на рассмотрение СБ ООН или каких-либо других международных форумов?
Скорее всего, да. Но я пока не могу однозначно сказать. Сперва надо потушить пожар, а потом думать, как ремонтом заниматься.