Совет Федерации поддержал все

Сенаторы поддержали четыре закона, которые активно критиковались на стадии рассмотрения в Госдуме: законы о полном запрете рекламы алкоголя в Интернете и печатных изданиях, о "черных списках" в Сети, клевете и об "иностранных агентах"

Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 18 июля. INTERFAX.RU - Совет Федерации в среду одобрил закон о полном запрете рекламы алкогольной продукции как в Интернете, так и в периодических печатных изданиях.

Изменения вносятся в статью 21 закона "О рекламе" и законодательство о госрегулировании алкогольной отрасли. При принятии документа в первом чтении он касался запрета рекламы лишь пива на сайтах, зарегистрированных в качестве СМИ.

В документ внесены поправки, которыми предусматривается запрет рекламы спиртных напитков любой крепости в периодических печатных изданиях с 1 января 2013 года и в Интернете в целом. В соответствии с действующим законом в отношении печатной продукции запрещена реклама алкоголя на первой и последней полосах газет, а также на первой и последней страницах и обложках журналов. Вместе с тем, сенаторы считают, что, со временем необходимо подумать о полном запрете рекламы алкогольной продукции и она может рекламироваться только в специализированных магазинах, вход в которые несовершеннолетним должен быть категорически заказан.

Также на заседании в среду сенаторы сказали "да" закону о "черных списках" сайтов, содержащих запрещенную информацию. Закон, как утверждают его создатели, направлен на ограничение доступа к противоправной и социально опасной для жизни, здоровья и развития детей информации, размещаемой в Интернете. Согласно документу, создается автоматизированная информационная система - Единый реестр доменных имен и универсальных указателей страниц сайтов в интернете и сетевых адресов сайтов, содержащих информацию, запрещенную к распространению на территории РФ. Во внесудебном порядке (по решению уполномоченных федеральных органов исполнительной власти) в реестр будут включаться те сайты, которые содержат материалы с порнографическими изображениями детей или объявления о привлечении их в качестве исполнителей для участия в зрелищах порнографического характера; сайты, публикующие информацию о способах изготовления и использования наркотиков, местах их приобретения, а также о способах совершения самоубийства и призывы к суициду. Кроме того, некоторые сайты могут быть включены в реестр по решению суда о признании информации, распространяемой ими, запрещенной. Решение о включении в реестр может быть обжаловано владельцем сайта в сети "Интернет", провайдером хостинга, оператором связи, оказывающим услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в суд в течение трех месяцев со дня принятия такого решения. Сайт будет исключен из "черного списка", если запрещенная информация будет удалена с этого ресурса. Положения, касающиеся введения Единого реестра, согласно закону, вступают в силу с 1 ноября 2012 года, все остальные - с момента опубликования.

Далее в ходе все того же заседания Совет Федерации одобрил закон, возвращающий статью "Клевета" из КоАП в Уголовный кодекс РФ. За одобрение этого закона проголосовали 143 сенатора, против - один, воздержался один.

В законе, в частности, говорится, что "клевета, то есть распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию, наказывается штрафом в размере до 500 тыс. рублей (ранее было 200 тыс.) или обязательными работами на срок до 160 часов. Это же деяние, совершенное с использованием служебного положения, наказывается штрафом в размере до 2 млн рублей или до 320 часов обязательных работ. Клевета, соединенная с обвинением лица в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, наказывается штрафом в размере до 5 млн или обязательными работами на срок 480 часов. Закон дополнен его авторами - депутатами от фракции "Единая Россия" новой статьей "Клевета в отношении судьи, присяжного заседателя, прокурора, следователя, лица, производящего дознание, судебного пристава". Здесь предусматривается наказание от 1 до 5 млн рублей либо обязательными работами на срок до 480 часов. Одновременно законом усиливается ответственность по статье "Оскорбление", содержащейся в Кодексе об административных правонарушениях (КоАП).

Совет Федерации на последнем заседании в весеннюю сессию одобрил закон о наделении статусом "иностранный агент" российских НКО, занимающихся политической деятельностью и финансируемых из-за рубежа. Такие НКО должны будут зарегистрироваться в Минюсте в отдельном реестре - им присвоят статус "исполняющих функции иностранного агента". За одобрение закона проголосовал 141 сенатор, против - один, воздержался один.

Под некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, в законе понимается российская НКО, которая получает финансирование и иное имущество от иностранных государств, их госорганов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц или от российских юрлиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ), и которая участвует, в том числе в интересах иностранных источников, в политической деятельности, осуществляемой на территории РФ. Некоммерческая организация, за исключением политической партии, признается участвующей в политической деятельности, осуществляемой на территории РФ, если независимо от целей и задач, указанных в ее учредительных документах, она участвует (в том числе путем финансирования) в организации и проведении политических акций в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими госполитики, а также в формировании общественного мнения в указанных целях.

Все вышеупомянутые документы громко обсуждались и критиковались с различных сторон. Накануне в Совете Федерации заявили, что не видят никаких правовых аргументов в позиции главы президентского совета по правам человека (СПЧ) Михаила Федотова, направившего обращение спикеру Валентине Матвиенко с призывом не одобрять резонансные законопроекты о некоммерческих организациях (НКО), клевете и "черным спискам" сайтов. "Никаких юридических и правовых аргументов в обращении Федотова я не увидел. И все ссылки, которые господин Федотов дает на нормативные акты, все они не к месту", - заявил во вторник "Интерфаксу" глава комитета верхней палаты парламента по конституционному законодательству Андрей Клишас. Он сообщил, что на заседании 18 июля представит эти резонансные законопроекты коллегам по палате. "Наш председатель Валентина Ивановна Матвиенко дала рекомендацию учесть обращение господина Федотова в рамках этого обсуждения, и мы все его аргументы рассмотрели", - сказал Клишас. По его словам, в палате внимательно относятся к доводам СПЧ, хотя на позицию комитета мнение Федотова не повлияло.

Он также не согласился с тем, что следует повременить с принятием этих законопроектов. "В чем смысл этого? Эти вопросы, о которых господин Федотов, требуют правового регулирования. И если говорить об НКО, то мне кажется, что чем дольше мы тянем с регулированием, тем становится только хуже. И сами НКО должны быть заинтересованы в том, чтобы их деятельность регулировалась понятными юридическими нормами, поскольку их отсутствие приводит только к сложностям", - сказал Клишас. По словам сенатора, учтя позицию М.Федотова, в частности, относительно законопроекта о "черных списках" сайтов, он вместе с тем ее не разделяет. "Есть опасность только в одном: если закон будет неправильно применяться, тогда опасности возникают у многих. А если нормы закона будут применяться правильно, а за этим должны следить суды, то ничьи права нарушены не будут", - сказал Клишас. То же самое, по его словам, касается и закона, ужесточающего ответственность за клевету. "Все аргументы господина Федотова относятся либо к сфере оценочных категорий, либо к сфере эмоций. Повторяю: правовых аргументов я в этом письме не вижу", - подчеркнул глава комитета по конституционному законодательству.

Он выразил уверенность в том, что, несмотря на негативные оценки этих законопроектов, Совет Федерации тем не менее их одобрит.

Отметим, что среди прочих законопроектов, находившихся на повестке дня последнего заседания СФ в весенней сессии, был законопроект о едином дне голосования. Он, в отличие от дискуссионных документов, был отклонен.

Законопроектом предлагается установить в России единый день голосования - второе воскресенье сентября. В заключении профильного комитета Совета Федерации отмечалось, что "субъекты Федерации были лишены возможности высказать свою позицию по этому закону в нарушение установленной законодательством процедуры". За отклонение данного закона проголосовало абсолютное большинство сенаторов. Кроме того, в заключении отмечалось, что ряд положений документа противоречит действующим нормативно-правовым и законодательным нормам. В частности, это касается нормы по наделению Центризбиркома полномочиями по образованию избирательных участков за пределами территории РФ без внесения изменений в уже действующие законы. И как считают в профильном комитете, это приведет "к несогласованности системы федерального законодательства". Сенаторы приняли решение отправить законопроект на доработку в рамках согласительной комиссии с тем, чтобы устранить юридические несоответствия.

Новости по теме

ФОТО: Заседание Совета Федерации

Новости