Плата за подделки

Владельцы частной галереи Татьяна и Сергей Преображенские отправляются за решетку в наказание за сбыт фальшивых произведений искусства

Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 6 августа. INTERFAX.RU - Тверской суд Москвы вынес приговор в самом громком уголовном деле о массовой подделке картин знаменитых художников. Владельцы частной галереи из Санкт-Петербурга Татьяна и Игорь Преображенские признаны виновными в сбыте фальшивых произведений искусства и хищении документов, имеющих историческую ценность. Жена приговорена к 9, а ее супруг к 8,5 годам тюремного заключения.

Рынок антикварных фальшивок, на котором вращаются не только картины, но также предметы декоративно-прикладного искусства, посуда и мебель, расцвел пышным светом, когда стало очевидно, что подделывать менее рискованно, чем воровать. Ведь даже экспертиза не всегда может опознать качественно выполненную подделку. Супругов Татьяну и Игоря Преображенских, владеющих картинной галереей в Гостином дворе, сгубила жадность. Узнав, что их знакомый, столичный бизнесмен Валерий Узжин, увлечен творчеством художника-передвижника Александра Киселева, они предложили ему купить сразу четыре картины этого автора, датированных XIX в., а также полотно художника-пейзажиста ХIХ в. Владимира Орловского. Подлинность картин была подтверждена экспертным заключением Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика Грабаря (ВХНРЦ). Кроме того, галерея выдавала Узжину документ, подтверждающий, что каждая из картин является уникальным по художественным особенностям произведением русской реалистической школы. За полотна бизнесмен заплатил $760 тысяч. Сомнения в душе предпринимателя посеяли его знакомые, один из которых, рассматривая приобретения, как бы вскользь заметил, что теперь в коллекции Узжина больше работ Киселева, чем в самой Третьяковской галереи. Этот аргумент обеспокоил покупателя, и он обратился за помощью к специалистам. Экспертиза подтвердила, что Узжин купил у Преображенских подделки: за передвижника Киселева галерейщики выдали картины малоизвестных западно-европейских художников, купленные в Западной Европе всего по $5-7 тысяч. Подписи настоящих авторов были замазаны, сверху нанесены автографы Киселева и Орлова, кроме того, в картины были внесены небольшие изменения. Некоторое время оставалось неясным, когда именно были внесены изменения – 10 или 50 лет назад, однако в итоге большинство привлеченных судом экспертов согласились, что без Преображенских тут не обошлось.

В итоге супругов признали виновными в четырех эпизодах подделки картин художника Александра Киселева и в подделке одной картины художника Орлова, взыскав с них 21 млн 660 тыс. рублей. Кроме того, галерейщики признаны виновными в попытке украсть у Узжина "предмет, имеющий особую историческую, художественную и культурную ценность", а именно - этюд Константина Маковского "Обнаженная с тамбурином". Узнав, что бизнесмен передал этот рисунок для обрамления в багетную мастерскую, Татьяна Преображенская обманным путем забрала его оттуда - якобы для проведения дополнительной экспертизы. Однако вместо этого Маковский был выставлен на продажу. По версии следствия, супруги рассчитывали получить за него не менее $25 тысяч.

Еще один неприятный эпизод в деле - уклонение от уплаты налогов. Продав все тому же Валерию Узжину за $600 тысяч картину Шишкина "Мерекюль" и за $300 тысяч картину Айвазовского "Трагедия армян на Мраморном море" (на этот раз вроде бы подлинные), галерея Преображенских не уплатила в казну более 6 млн руб. налогов.

В целом, ущерб от деятельности Преображенских оценивается в $3 миллиона. Однако сами владельцы галереи своей вины не признают, обещая в поисках правды дойти вплоть до европейского суда.

Эксперты полагают, что дело Преображенских заставит других частных коллекционеров более внимательно отнестись к своим собраниям. Специалисты давно уже трубят о сотнях фальшивок, которые наводнили российский арт-рынок после того, как картины русских художников стали рассматриваться как объект для инвестиций. Россвязьохранкультура регулярно выпускает специальные каталоги "Внимание: возможно, подделка!", в которые помещает фотографии работ, чья подлинность вызывает сомнения. Наиболее популярным видом мошенничества, представляющим отдельное направление бизнеса, является "перелицовка" картин западноевропейских мастеров, чья манера письма совпадает с русскими классиками. Например, купленное Узжиным у Преображенских полотно "Летний день" Киселева на поверку оказалось несколько измененной картиной "Лесная дорога, ведущая к крестьянскому дому", написанной в 1883 г. датским живописцем Янусом ЛаКуром. Деревья на подделке были облачены в более густую листву, а датская ферма превратилась в крестьянскую избу. Известно, что художники дюссельдорфской школы близки Шишкину, а итальянские-маринисты – Айвазовскому.

Однако установить факт подделки, как правило, бывает непросто. Современные мошенники используют для своих "черных дел" последние достижения техники – сканеры, принтеры, лазеры, томографы. Они научились в точности до молекулы подделывать состав красок и манеру письма художника. А также восстанавливать якобы имевшиеся на полотнах музейные клейма. Среди искусствоведов даже появился анекдот: "А вы даете гарантию, что картина подлинная? – Конечно, на два года". 100% гарантии подлинности не дают даже известные аукционные дома "Кристис" и "Сотбис". Им несколько раз приходилось снимать с торгов вещи, имевшие солидное экспертное заключение, но на поверку оказавшиеся фальшивками. Самый известный пример – пейзаж Шишкина стартовой стоимостью 1 млн долларов (!), который на поверку оказался "перелицованным" пейзажем голландца Андриана Куккука, работы которого ценятся в 10 тыс. раз дешевле.

Новости