Вуди Римский
Выходит в прокат новый фильм Вуди Аллена. Как уже принято писать в этих случаях, кино совершенно необязательное, зато очень обаятельное. Кроме самого Аллена в "Римских приключениях" традиционно "танцуют все!"
Москва. 3 июля. INTERFAX.RU - В общем-то, весь скепсис по отношению к нью-йоркскому невротику, "перебравшемуся" на "вольные" европейские просторы, кажется, поутих еще после выхода на экраны "Вики Кристины Барселоны". Это и правильно. Новые европейские комедии Вуди Аллена с вполне предсказуемой локализацией и наперед известными высмеиваемыми клише восприятия все равно очень сложно было бы обозвать по-прежнему обидным словом "продакшн", ну или как-то так. В свои 76 дедушка продолжает смеяться не только над уязвимой молодостью и непроходимым старческим упрямством. Со зрением у режиссера все еще в порядке. И он с завидной регулярностью продолжает мастерить свои кинобезделицы про нас горемычных-героичных.
Европейские комедии Вуди Аллена чрезвычайно удобны для пересказа. И если на "Полночи в Париже" минимальная литературная основа еще хоть как-то подразумевалась, то с "Римских приключений" предварительное название, включавшее в себя упоминание "Декамерона" вообще было снято. Истории, произошедшие с героями в вечном городе, затрагивают лишь самое итальянское из итальянского и, пожалуй, не выходят за рамки кулинарии, папараццимании и оперы. Классические вариации на тему молодости, желаний, мечтаний, неизменного адюльтера, его последствий и прочих положений, безусловно, при этом сохраняются. Из открытки в открытку у Вуди Аллена кочует и бессменный эпитет одного героя в адрес другого – "псевдоинтеллектуалом" здесь и там выругиваются вне зависимости от половой принадлежности персонажа. Как видите, за новыми модами на характеристики режиссер и постоянный сценарист собственных работ не гонится.
Рим Вуди Аллена, хочется автоматически добавить - "как всегда", прекрасен. Правда, в "Римских приключениях", кажется, что от шельмования "сухого туристического остатка" автор слегка дистанцировался. Может, устал, а, может, поднадоело, потому что туристы, как водится, во всех городах ведут себя примерно одинаково, а европейский опыт учит быть терпимее и снисходительнее. Терпение Аллена тут обозначает, конечно же, исключительную педантичность во внимательном перечислении всех ловко подмеченных деталей в наблюдениях за людьми. А верность методу режиссера вряд ли когда подводила. Впрочем как и внимание к кастингу. В европейских зарисовках половину дела, если только не добрую его часть берут на себя актеры. Задорно и без особого напряжения они разыгрывают свои большие и маленькие трагедии на фоне колизеев, брусчатки, мелькающих бутылок красного и терракотовых закатов. Пенелопа Крус соблазняет, Алек Болдуин ухмыляется и поучает, Джесси Айзенберг привычно "поттупливает", мнется и во всем сомневается, Роберто Бениньи, пропавший для многих со времен "Жизнь прекрасна", тоже не слишком отступает от заявленных когда-то результатов. Режиссер вполне сознательно продолжает встраивать готовые артистические амплуа в написанные сценарии, а коль скоро и те и другие уже на протяжении многих лет бесшовно срастаются в органичный материал, становится ясно только одно - читать вудиалленовские "открытки из Старого Света" могут абсолютно все. Беглое припоминание полной фильмографии Аллена тут может помочь не больше, чем знание рецептов "настоящей" итальянской пасты при поедании пиццы в подмосковном кафе.
Обозреватель Полина Грибовская