Интернет как стратегический ресурс
Интернет-сервисы с аудиторией более 20 млн человек могут быть отнесены к стратегическим компаниям, что повлечет использование специального разрешительного порядка совершения сделок при работе с иностранными инвесторами
Москва. 31 мая. INTERFAX.RU - Интернет-сервисы с ежемесячной аудиторий не менее 20 млн пользователей могут быть отнесены к хозяйственным обществам, имеющим стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, следует из материалов Госдумы РФ.
По сообщению Госдумы, размещенном на ее официальном сайте, члены комитета по вопросам собственности Госдумы рекомендовали принять в первом чтении проект федерального закона "О внесении изменений в федеральный закон "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства". Этот закон предусматривает специальный разрешительный порядок совершения сделок по приобретению контроля иностранными лицами над указанными обществами.
Планируемые изменения, в свою очередь, позволят отнести к стратегическим предприятиям российские интернет-компании, оказывающие социально значимые услуг в интернете с ежемесячной аудиторией более 20 млн посетителей за период не менее 6 месяцев подряд. При этом уточняется, что не менее 50% от общего числа таких услуг оказывается по запросам, поступившим с территории России.
Под социально значимой интернет-услугой депутаты подразумевают, в том числе, осуществление поиска информации в интернете по запросам пользователей, услуги почтового сервиса, загрузку, хранение и просмотр визуального, аудиовизуального и иного материала в интернете и т.д.
При одобрении законопроекта члены комитета по вопросам собственности предложили, в частности, в ходе дальнейшей работы над документом дополнительно "проработать с участием экспертного сообщества перечень социально значимых интернет-сервисов и количество ежегодных обращений к ним, которые позволят отнести организации, обеспечивающие такие сервисы, к числу стратегических".
Приведенные в законопроекте критерии позволяют, по данным TNS за апрель текущего года, отнести к хозяйственным обществам, имеющим стратегическое значение, в частности, "Яндекс", Mail.ru, "ВКонтакте", "Одноклассники", Google (месячная аудитория сайтов google.ru и google.com в России составляет 27,1 млн пользователей). По данным ресурса LiveInternet, этот перечень можно пополнить также сервисами Avito.ru, QiP.ru.
Разработка названного законопроекта была инициирована весной 2010 года депутатом Анатолием Губкиным. Позднее, в ноябре-декабре того же года, к числу инициаторов законопроекта добавились депутаты Андрей Скоч, Олег Лебедев, Мартин Шаккум и Михаил Бабич.
Как сообщалось, Скоч является партнером Алишера Усманова, структуры которого являются основными акционерами Mail.ru Group, а фонд DST владеет долями в Facebook, Groupon, Zynga. Как сообщалось, Усманов, Скоч и Фархад Мошири создают холдинговую структуру, которая объединит их разнородные активы. Предварительно распределение долей в уже созданной компании USM Holding таково: 50% у Усманова, 30% - у фонда Андрея Скоча, 10% - у Фархада Мошири, оставшиеся 10% зарезервированы для менеджмента.
" Законопроект, усиливающий контроль государства за иностранными инвестициями в СМИ и интернет-компании, был инициирован администрацией президента, она же и "притормозила" в прошлом году его принятие", - отмечают "Ведомости", ссылаясь на осведомленного депутата ГД. Однако, как говорится далее в публикации в данном издании, "сотрудник администрации президента уверяет, что Кремль не имеет отношения к этой инициативе и перспективы ее пока не ясны". Между тем опрошенные "Ведомостями" интернет-эксперты раскритиковали с разных точек зрения данный законопроект, заявив, что он может быть крайне невыгоден для ведения интернет-бизнеса в России.