ТНК-ВР: Фридман уходит - торг уместен

Совладелец ТНК-BP Михаил Фридман объявил о своем уходе с поста главного управляющего директора ТНК-BP; его отставка с обоих постов вступит в силу через 30 дней

Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 28 мая. INTERFAX.RU - Пост главного управляющего директора (CEO) компании ТНК-BP последние 5 лет - место несчастливое: с него постоянно кто-то уходит или долго не может его добиться.

Михаил Фридман, совладелец, член совета директоров и по совместительству CEO ТНК-ВР с 2011 года, сегодня продолжил традицию маневрирования вокруг этой должности - он объявил, что уходит с поста президента ТНК-ВР через месяц.

Маневр Фридмана вызван новым обострением спора акционеров ТНК-ВР - британской ВР и российского консорциума ААР, владеющих компанией на паритетной основе. Цель маневра, скорее всего, как и все споры ВР и ААР, - нарушение паритетного владения и покупка-продажа доли или ее части у компаньона.

Неудачные предшественники

Первым несчастье на посту главы ТНК-ВР постигло Роберта Дадли в 2008 году, который до этого благополучно управлял компанией 5 лет. Тогда увольнение Дадли было заветной мечтой ААР, мечта исполнилась и помогла консорциуму получить оперативный контроль над СП.

Затем ААР и ВР договорились назначить СЕО независимого русскоязычного менеджера. После долгих прений остановились на кандидатуре Максима Барского. Тот, прождав своего назначения президентом почти 3 года, и не дождавшись этого, ушел из ТНК-ВР в конце 2011 года.

ВР и ААР снова договорились - по предложению ВР главным управляющим директором до конца 2013 года стал Фридман.

Неожиданное увольнение

Решение Фридмана уйти с поста президента ТНК-ВР стало неожиданностью, ведь он уже длительное время занимает его, и никаких сигналов о возможном уходе ранее не поступало.

Пресс-секретарь BP в России Владимир Буянов сообщил АНИ, что BP и ААР будут совместно искать замену СЕО в максимально короткие сроки. "Сложившаяся ситуация не скажется на операционной деятельности ТНК-ВР, так как Михаил Фридман не занимался повседневным управлением компанией", - сказал он.

В ААР официально не комментируют решение Фридмана. Между тем, как пояснил источник, близкий к ААР, Фридман в 2011 году согласился на предложение ВР встать у руля ТНК-ВР. Но сейчас, по словам собеседника агентства, все поменялось. "ТНК-ВР попала в ситуацию полного коллапса корпоративного управления", - говорит источник.

Причинами "коллапса" он называет несколько факторов. Уже долгое время не действует совет директоров ТНК-BP, лишенный кворума из-за отсутствия независимых. Полгода понадобилось для того, чтобы назначить независимого директора, номинированного от ВР. Теперь решено поменять фирму-хэдхантера по поиску третьего независимого директора, и неизвестно, сколько времени ВР и ААР потратят на согласование нового агентства, условий сотрудничества с ним, обсуждение списков кандидатов и утверждение нового независимого директора.

В отсутствие кворума в совете директоров менеджмент не вправе принимать важные решения, акционеры снова конфликтуют между собой, дивиденды не выплачиваются.

В BP же отметили, что компания делала все возможное для восстановления нормального корпоративного управления ТНК-BP, а также выступала за проведение совета директоров в конце мая.

Британские угрозы

Между тем, по сообщению источника АНИ, пару месяцев назад ВР начала присылать в компанию письма о том, что менеджмент не имеет права принятия решений без одобрения акционеров, предупреждая о возможных юридических действиях со стороны ВР.

Вряд ли эти угрозы относятся лично к М.Фридману как к СЕО компании, потому что иски ВР против него означали бы полный крах партнерства ВР и ААР. Однако объявленные юридические риски касаются менеджмента уровня ниже и являются элементом давления со стороны ВР, утверждает собеседник АНИ.

Кроме того, от ВР поступило предложение в ААР, чтобы все решения по деятельности компании принимали совместно ААР и ВР, как это было ранее, до появления института независимых директоров ТНК-ВР.

Российские ответы

Это означало бы возврат в прошлое на 3 года назад, когда у каждого из партнеров было "право вето" на любое решение, и споры заканчивались ничем. Помочь ААР и ВР находить взаимопонимание были призваны независимые директора. К сожалению, у них это плохо получалось: в результате Джеймс Ленг и Герхард Шредер, поняв всю безуспешность попыток привести к консенсусу акционеров ТНК-ВР, ушли из совета компании.

Заявление М.Фридмана стало своеобразным стимулом ВР к обсуждению сложившейся ситуации, принятию фундаментально нового решения относительно ТНК-ВР. Скорее всего, акционеры ТНК-ВР в ближайшее время снова начнут активно обсуждать возможность покупки-продажи друг другу доли или части доли в ТНК-ВР. Вполне вероятно, что именно ААР будет энергичнее проявлять свой интерес в приобретении заветного контроля у партнера. Такой вывод можно сделать из действий М.Фридмана.

Последний раз вопрос о покупке-продаже доли в ТНК-ВР остро вставал, когда ВР заявила о стратегическом партнерстве с "Роснефтью" в российской Арктике. ААР посчитал эти планы ВР нарушением договоренностей о работе в России только через ТНК-ВР и выдвинул претензии. ВР и "Роснефть", чтобы спасти свое сотрудничество, рассматривали вариант выкупа у ААР доли в ТНК-BP. Но тогда ни одна из запланированных сделок не состоялась.

Теперь Фридман открыл пространство для нового маневра.

Новости