Ивар Калныньш: Я рад, что подался в артисты
Актер, прославившийся в советские времена и успешно продолжающий сниматься ныне, кумир тысяч женщин, отмечает юбилей
Москва. 1 августа. INTERFAX.RU - Сегодня звезда советского, латвийского, российского театра и кино Ивар Калныньш ("Театр", "Зимняя вишня", "Сильва", "Мастер и Маргарита" и другие) отмечает свое 60-летие. В канун юбилея актер дал по телефону из Риги интервью корреспонденту "Интерфакса" Нине Коваленко.
Ивар, у вас такая еще маленькая дата и даже она настолько Вам не подходит, так что можно без опасения услышать "я не люблю юбилеи" расспрашивать вас об этом явлении - "юбилей". С каким настроением встречаете его, чем конкретно занимаетесь сейчас, в канун юбилея?
ЮБИЛЕЙНЫЙ ВЕЧЕР БУДЕТ В РИГЕ
Ну, мы готовим такой юбилейный вечер. Нет, здесь, в Риге, поскольку мои московские друзья предложили сделать это в моем родном городе. Вот мы готовим такой спектакль на сцене рижского театра, в котором я играю и небольшой концерт. То есть будет два отделения в этом юбилейном вечере. Состоится он 8 августа.
А помимо чисто юбилейных забот, чем Вы сегодня заняты?
Поскольку юбилейные заботы, они отнимают очень много времени, я взял в театре отпуск, так что, можно сказать, отдыхаю. А потом мы начнем работать над Пристли.
Это в Риге или в Москве, в антрепризе?
В Москве, в антрепризе. Мы ставим пьесу английского классика Джонатана Пристли "Опасный поворот".
Ой, я Вас просто поздравляю - сыграть в такой пьесе, я думаю, мечта каждого актера.
Совершенно верно.
ЖИВУ В РИГЕ И В МОСКВЕ. В МОСКВЕ - БОЛЬШЕ
Ивар, где Вам сегодня больше приходится жить - в Москве или в Риге?
Пожалуй, все же больше в Москве. Все-таки в Риге я занят только в театре, в Москве есть кино.
Как относятся к этому в Латвии? Ваши друзья, ваши коллеги, ваши поклонники?
Скучают.
Скучают? А не ревнуют?
Нет! [Смеется] Скорее, завидуют. Все-таки в Риге для нормального существования актера есть только театр. А в Москве есть еще и кино.
Скажите, из последних фильмов, в которых Вы снимались, какой Вам кажется наиболее удачным, наиболее значимым?
Вот только что мы снялись с Татьяной Догилевой в фильме "Королева льда". Там такая очень человеческая история, в среде спортсменов. Там и любовь, и семья, и расставание, и предательство и все так вместе мне кажется очень интересно.
СЕГОДНЯШНЕЕ РУССКОЕ КИНО С ИНТЕРЕСОМ СМОТРЯТ ЛАТЫШИ И КИТАЙЦЫ
Помимо того, что Вы по-прежнему много снимаетесь в российском кино, Вы еще как бы взвалили на свои плечи два фестиваля российских фильмов. Это Дни российского кино в Риге и фестиваль - теперь уже международный - на Дальнем Востоке - его называют то "Амурская осень", то "Благовещенская осень"
Сказать о том, что я "взвалил эти фестивали на свои плечи" - это значит сказать слишком сильно. Что касается "Амурской осени", я входил в группу кинематографистов бывшего СССР, которые стояли у истоков создания этого фестиваля, в начале 90-х годов. С тех пор никакого отношения организационного характера я к этому кинофоруму не имею. За исключением того, что остаюсь их другом и на каждый фестиваль езжу вместе с ними. Больше, конечно, я имею отношение к Дням российского кино в Риге. В ноябре в Риге пройдут эти Дни. Ну, я как бы возглавляю эту акцию в качестве президента. Считаю это очень почетным для себя и очень интересным и важным для жителей Риги, да и всей Латвии.
А как лично Вы относитесь к сегодняшнему русскому кино?
Оно, на мой взгляд, развивается и это главное. Вроде так выходят фильмы - неплохие, но и не выдающиеся, и вдруг - один за другим - появляется несколько можно даже сказать шедевров.
Например? Что из последних фильмов произвело на Вас особенное впечатление?
Ну, назвать хотя бы "Остров" Лунгина. И как эксперимент, и как выдающаяся режиссура - по всем параметрам это Кино с большой буквы. Но таких фильмов, конечно, еще мало. Потому я и говорю, что русское кино на подъеме, оно развивается. Ведь российское кино в целом это огромный пласт русской культуры... После тяжелейших 90-х гг. кино в России, повторюсь, снова на подъеме. И это большое счастье не только для российских актеров и зрителей, но и для актеров и зрителей всего постсоветского пространства. Возьмите, к примеру, нашу Ригу: не хватает русского кино в прокате, не хватает. Телевидение показывает, конечно, что-то, но на большом экране, в кинозале русского кино не хватает. Ощущается по нему некий голод.
В МАЛЕНЬКОЙ СТРАНЕ БОЛЬШОГО КИНО БЫТЬ НЕ МОЖЕТ
Не хватает русского кино. А латышского? Что вообще происходит с латвийским кинематографом сегодня?Помнится, оно создавало подлинные шедевры. Причем как для большого, так и для телеэкрана. Достаточно назвать двухсерийный кинофильм "Театр" по роману Сомерсета Моэма с такими звездами советского экрана, как Вия Артмане и Гунар Цилинскис.
С этого фильма, кстати, началась всесоюзная слава молодого актера Ивара Калныньша. И хотя до "Театра" вы уже снялись в десятке фильмов, именно роль молодого любовника стареющей примадонны (Артмане) в этом фильме утвердила Вас на союзном экране как нового главного киногероя советского экрана, как самого красивого актера советского кино, и так далее, и так далее.
Да, было такое, было, 30 лет назад.
А сегодня? Что же все-таки с латвийским кино сегодня? Неужели вообще ничего не снимают?
Ну, почему? Снимают. Одну-две картины в год. Нет, вру. Со всеми короткометражками там будет 7-8 картин в год.
А удивляться тут нечему. В маленькой стране не может быть большого кино. Какие бы гениальные актеры или режиссеры там ни рождались и ни жили. Кино ведь это не только творчество, вдохновение, это еще и производство, грубое, реальное производство. И рынок, прокат. Кино бывших советских республик успешно развивалось потому, что имело в качестве потребительского рынка своей продукции всю шестую часть суши планеты. Вот и все.
Как Вы себя чувствуете сегодня в связи с непростыми отношениями, сложившимися в постсоветский период между нашими странами? На Вас это как-то отражается?
Вы знаете, я могу говорить об этом только как простой обыватель, который читает газеты и пользуется той информацией, которая продается. Я считаю, что это придуманные проблемы. Кому-то нужен политический капитал, и больше ничего.
То есть, на Ваш взгляд, нельзя говорить, что отношение к русским в Латвии сегодня оставляет желать лучшего?
Ничего подобного я не могу сказать. Вы знаете, все эти игры, они никому не нужны, нет, то есть кому-то они, напротив, нужны, наверное. Но обычным людям это только может принести вред.
Вернемся к кино. Мы говорили с Вами о фестивалях "Амурская осень" и фестивалях русского кино в Прибалтике, в частности, в Риге. И Вы имеете возможность наблюдать, как смотрят российское кино на Западе - в Риге и на Востоке - в Пекине? Есть разница в восприятии?
Я не вижу разницы. Я могу только сказать, что и там, и там русское кино людям нравится. Это видно и по тому, как задолго раскупаются билеты, и по тому, как заполнены залы. Но главное, конечно, по реакции зрителей - они смеются, они плачут. И это здорово. Они смотрят наши фильмы - я говорю "наши", потому как, бывает, что снимаюсь в них, ну и привозят их туда наши фестивали. Ну, и, возможно, на генном уровне память какая-то о нашем общем большом кино проявляется.
ЛЮБИМЫЙ СПЕКТАКЛЬ? "МАСТЕР И МАРГАРИТА"
Вы не раз говорили в интервью, что любимый ваш спектакль из тех, что играли или играете в Москве, - это "Мастер и Маргарита". Антрепризный спектакль, поставленный на сцене московского Театра на Юго-Западе.
Конечно. Встреча на сцене с таким автором, как Михаил Александрович Булгаков - это, знаете, не каждому в жизни так повезет. К тому же я играю там сразу три роли. К тому же я играю там сразу три роли - Понтия Пилата, Воланда и Коровьева, в зависимости от ситуации. И уже одно это представляет для меня уникальный, потрясающий эксперимент...
Немаловажно, очевидно, и то, что в отличие от многих других попыток поставить на сцене или экранизировать главный роман Булгакова, а иначе сказать, главный русский роман ХХ в., которые всегда сопровождались какими-то бедами - во всяком случае, неприятностями (у кого-то постановка или фильм вовсе не дошли доя зрителя, где-то мелкие и крупные неприятности сыпались на головы актеров и режиссеров) Вашу постановку все это счастливо обошло.
Да уж, нельзя назвать "неудачником" спектакль, который с огромным успехом мы отыграли уже в 150-ти городах России. Играть мне приходилось с разными Маргаритами: в этой роли побывали в нашем спектакле и Ольга Кабо, и Ольга Сумская, и Вера Сотникова...
Кроме "Мастера", есть еще антрепризные спектакли, которые Вы считаете важными для своей карьеры, для своего творчества?
Да. Прежде всего, это "Сказки Старого Арбата" замечательного драматурга советских годов, подлинного русского классика Алексея Арбузова. И еще хотел бы назвать спектакль режиссера Виктора Павлова "Жизнь налаживается". В нем - хотел бы это отметить особо - моими партнершами были одна из лучших, на мой взгляд, русских актрис Женя Симонова и ее дочь Зоя Кайдановская.
Я РАД, ЧТО ПОДАЛСЯ В АРТИСТЫ
Хочу обратиться к Вашей недавней молодости. Вы ведь начинали не с театра или кино, а вовсе с рок-н-ролла. Как сами не раз говорили, "битломания Вас не обошла". Как Вам кажется, добились бы Вы в рок-н-ролле, в шоу-бизнесе таких же успехов, как на сцене и экране, если бы в свое время выбрали музыку, а не театр и кино?
Вряд ли. Потому что в советском обществе вот этот так называемый рок-н-ролл не так уж и принимали. И потом это не совсем мое это было, как я сейчас понимаю. И я рад, что подался в артисты - вовремя и по призванию.
Ивар, из какой Вы семьи?
Папа был простой автомеханик. И эта его работа давала нормальную возможность содержать семью. Мама не работала, она воспитывала детей: нас у нее было четверо. Да, и пятый - папа.
Почему Вас привлек рок-н-ролл - понятно. А почему театр? В семье, далекой от театра и, видимо, жившей совсем нелегко?
Ну, трудно сказать. Наверное, музыка какая-то театральная звучала в моей душе, она привлекала все больше и, наконец, затянула меня туда.
А у детей Ваших такой струны не нашлось? У Вас их ведь...
Четверо. Есть совсем взрослые, они вполне состоявшиеся люди и отнюдь не в области театра или искусства вообще.
Что касается младших - там все может быть. Но у меня в связи с этим - никаких ни желаний, ни пожеланий. Главное, чтобы у них была возможность так строить свою жизнь, как они сами этого хотят.
"ЗАТЯЖНОЙ ПРЫЖОК - ЭТО НЕЧТО ТАКОЕ!.."
Справедливости ради следует сказать, что "струна, затянувшая в театр юного Ивара", была отнюдь не единственной. В этом сногсшибательно красивом мальчишке, "аристократе с головы до пят", хоть и родившемся в рабочей семье, с самых ранних лет звучали и звенели самые разные струны. Спросите его - увлекается ли он спортом, и перед вами сразу развернется целый послужной список: "Да, люблю теннис (не правда ли, "самое обычное" занятие для мальчишки из рижского предместья?!).
Еще люблю горные лыжи. Это моя страсть. Но не потому, что их любит Путин: катаюсь я очень давно. Бывал и в швейцарских, и в австрийских Альпах, только не так часто, как иные ваши и наши "новые" олигархи. Кстати, вы знаете, что самые богатые люди в Латвии - это местные русские, которые прекрасно себя чувствуют, прекрасно говорят по-латышски, делают свой бизнес и никуда уезжать не собираются? А я обычно сажусь в машину, 30 минут - и я в Сигулде. Когда-то единственная в СССР санно-бобслейная трасса находилась именно в Сигулде. И вот там я часа два-три без передыху гоняю на лыжах. А кроме этого я очень люблю парашют... Да, я прыгаю с превеликим удовольствием. Понимаете, это надо попробовать. Затяжной прыжок - это, должен вам заметить, нечто та-а-кое!
Значит, с Яковлевой в фильме "Парашютисты" вы прыгали по-настоящему?
В том-то и дело, что нет. Я хотел прыгать. И будущий муж Саши Яковлевой, профессиональный парашютист, мне разрешил, посмотрев на мою подготовку. Но режиссер запретил. Прыгал дублер. Однако я так загорелся этим делом, что пошел в аэроклуб и стал-таки прыгать. Сам, без дублеров! Кстати, без дублеров я также плаваю с аквалангом. Забирался в такие места, что Андрей Макаревич с Леней Ярмольником, а они - "профи" в этом деле, мне завидуют...
ЧТО-ТО ЕЩЕ ВПЕРЕДИ
Ивар, как Вы считаете, Вы состоялись? Или Вы попали в такое заволошенное время, что состоялась лишь какая-то десятая часть Ваших возможностей?
Я думаю, что частично что-то состоялось, не все, как хотелось...
Но еще... Я смотрю на небо - там солнце. И кажется, что что-то еще впереди... Может, вот это облако мне такую весть несет... А может, другое облако, то, что подальше, придет ко мне с хорошим известием... Но что-то впереди еще есть...