Минфин не оценил госкорпорацию

Минфин подверг жесткой критике идею создания корпорации развития Сибири и Дальнего Востока: создание специальной структуры не только вредно, но и попросту ненужно, полагает ведомство

Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 2 мая. INTERFAX.RU - Минфин РФ подверг жесткой критике идею создания отдельной госкорпорации для реализации проектов развития Сибири и Дальнего Востока, представив свои возражения сразу по нескольким ключевым пунктам этой концепции.

Позиция Минфина отражена в письме главы министерства Антона Силуанова первому вице-премьеру Игорю Шувалову от 26 апреля (копия есть у "Финмаркета").

Свой комментарий на предложения МЧС и Минрегиона по созданию ОАО "Корпорация развития Сибири и Дальнего Востока" финансовое ведомство начинает с прямой цитаты из послания президента Дмитрия Медведева Федеральному собранию от 12 ноября 2009 года. Тогда глава государства назвал форму госкорпорации "в целом бесперспективной". Кроме того, деятельность такой корпорации дублировала бы функции Минрегиона, отмечает Минфин.

В варианте Минэкономразвития новая структура должна иметь статус автономной некоммерческой организации и называться "Госкомпания развития Сибири и Дальнего Востока". Помимо уже приведенных возражений, Минфин обращает внимание на то, что функции госзаказчика программ развития Дальнего Востока и Сибири, которыми предлагается наделить компанию, по закону могут выполнять только госорганы и казенные учреждения. То же касается и функции подготовки и внесения госкомпанией проектов решений правительства. Таким образом, "потребуется масштабная корректировка действующего законодательства, произойдет усложнение структуры госуправления, снижение эффективности и прозрачности бюджетных расходов", предупреждает Минфин.

Еще более системное последствие создания специальной компании заключается в возможном "эффекте домино": такое решение вызовет вопросы у других регионов с недостаточным уровнем социально-экономического развития и станет опасным прецедентом, говорится в письме. Повсеместное применение такого механизма приведет к разделению российского экономического пространства на образования, границы которых не будут совпадать ни с границами регионов, ни с границами федеральных округов, опасается Минфин.

Создание специальной структуры не только вредно, но и попросту ненужно, полагает Минфин: существующие инструменты поддержки территорий (госпрограммы, деятельность ВЭБа, институт инвестиционного уполномоченного, правительственная комиссия по инвестпроектам) ведомство называет "исчерпывающими" для развития Восточной Сибири и Дальнего Востока.

Если же создание специального института развития Восточной Сибири и Дальнего Востока все же будет признано необходимым, Минфин предлагает ограничиться формированием агентства в форме федерального органа исполнительной власти. Оно бы могло координировать действия федеральных структур в сфере социально-экономического развития региона.

О том, что позиция Минфина как минимум услышана, свидетельствуют высказывания адресата письма - Шувалова. Спустя два дня после направления отзыва Минфина, 28 апреля, он заявил журналистам, что законопроект о создании корпорации устраивает далеко не всех. "Мы считаем, что он иногда нарушает ход взаимодействия между министерствами и ведомствами, внедряется в их компетенцию. Поэтому мы не хотели бы, создавая дополнительный механизм развития Дальнего Востока, мешать в целом государственному управлению", - сказал Шувалов.

По его словам, корпорация развития может быть создана на базе "дочки" ВЭБа - Фонда развития Дальнего Востока и Байкальского региона.

"Мы не знаем, будет ли это госкорпорация, либо будут все-таки в рамках существующей уже "дочки" ВЭБа это делать. Решение состоялось, что мы будем это делать, но в какой форме, идет обсуждение", - сказал Шувалов.

Если будет принято решение создавать новую структуру на основе "дочки" ВЭБа, она должна быть докапитализирована на 2 трлн рублей до 2018-2020 годов.

Новости