Не вижу препятствий, чтобы акции Apple торговались в Москве
Президент ММВБ-РТС Рубен Аганбегян рассказывает "Интерфаксу" о стратегии развития группы и приоритетах, которые поставила перед собой биржа
Москва. 22 марта. INTERFAX.RU - Группа ММВБ-РТС вынесла на обсуждение с участниками рынка свою стратегию развития, в четверг она будет обсуждаться на комитете пользователей биржи. На церемонии объединения ММВБ и РТС 19 декабря прошлого года зампред ЦБ, председатель совета директоров ММВБ-РТС Сергей Швецов обещал, что стратегия будет "правильной", то есть, - выполнимой. Президент ММВБ-РТС Рубен Аганбегян рассказал агентству "Интерфакс-АФИ", в чем "правильность" разработанной стратегии, какие приоритеты поставила перед собой биржа и как она намерена их достичь.
- Чем новая стратегия отличается от предыдущих? Скажем, от стратегии 2009-2011, которая принималась при предыдущем главе ММВБ - Константине Корищенко?
- Если мы посмотрим на стратегию биржи на 2009-2011 годы, то мы увидим, что она носила публично-декларативный характер, то есть описывала некие намерения биржи по развитию. Такая стратегия тяжело разбивается на конкретные проекты, а значит - практически не подлежит регулярному ежегодному мониторингу и доработке.
Наша стратегия позволяет сделать бизнес-план по проектам и утвердить бюджет под него. Это новый подход для нашей организации: ни у ММВБ, ни у РТС подобный подход к стратегии не использовался.
- А нужна ли такая стратегия, раз раньше без нее обходились?
- Считаю, что нужна. Жить вообще без стратегии нельзя, вопрос лишь в том, насколько она задокументирована. Стратегия создает прозрачность и объединяет совет директоров, акционеров и менеджмент компании, позволяет им понять что, зачем и почему они делают.
Кроме того, разработанная стратегия позволяет мониторить развитие такой большой бизнес-структуры, как биржа. Помимо фондового, товарного, срочного, валютного и денежного рынка мы имеем и такие бизнес-направления, как IT-сервис, продажу информации, развитие индекса как отдельного продукта.
- Все направления удалось охватить в стратегии?
- Было принято решение сконцентрироваться на ключевых направлениях. Сначала описать их, а затем дорабатывать стратегию в области других направлений, таких как товарный рынок, продажа информации, продажа IT-сервисов. Также в рамках общей стратегии мы в течение ближайших месяцев разработаем IT-стратегию.
- Какими будут ключевые направления развития объединенной биржи?
- Всего таких направлений шесть. На первом месте стоит возврат размещений и ликвидности на рынке акций в Россию, в том числе за счет формирования базы внутренних и внешних инвесторов.
Второе - форсированное развитие и диверсификация срочного рынка.
- Что значит - форсированное?
- Значит, будем уделять усиленное внимание, в том числе и в части финансирования. Ресурсы, как известно, не безграничны, и, в случае их нехватки, предпочтение отдается срочному и фондовому рынкам .
Третье направление - это создание системы клиринга с возможностью расчета единой позиции для участников на всех рынках. Всегда есть вопрос - будет ли востребована эта услуга или нет, поэтому мы хотим такую возможность предоставить, а дальше уже сами участники будут решать, интересна она им или нет.
В это же направление входит развитие клиринга для ОТС (внебиржевого) рынка.
Четвертое - надежная и производительная технологическая платформа, а также набор технологических услуг, вытекающих из нашего бизнеса. Под технологическими услугами мы понимаем многие вещи, например, коллокацию или collocation, то есть размещение серверов участников рынка в непосредственной близости от технического центра биржи. Эта услуга уже есть на бирже, но она находится в зачаточном состоянии, и не все желающие могут ею воспользоваться. Если посмотреть на бизнес международных бирж, то некоторые оказывают даже такой сервис, как предоставление и управление технологическими комплексами для небольших брокерских компаний. Мы пока таких амбициозных целей перед собой не ставим.
Пятое - конкурентоспособность продуктовой линейки расчетной инфраструктуры, имеется в виду расчетный депозитарий.
Шестое - лидерство в области проведения регуляторной реформы. То есть, наша позиция в вопросах законодательного и нормативного творчества должна быть активной.
- Первый приоритет касается возврата размещений в Россию. Эта задача безрезультатно ставится в стране уже много лет. Как с ней планируете справиться вы?
- Если посмотреть на цифры, Россия является шестой экономикой в мире. Такой стране не требуется аутсорсинг собственного финансового рынка.
Мы не верим в то, что добиться результата можно административными методами. Россия выбрала путь на глобализацию и интеграцию в мировую экономику. На все административные ограничения найдутся способы обхода. Наши эмитенты будут размещаться в России только тогда, когда поймут, что смогут привлечь необходимый объем финансирования без потери качества.
Первое, что мы собираемся сделать - это ввести частичное предварительное депонирование по сделкам и расчеты Т+n. Участникам российского рынка на сегодняшний день удобны расчеты Т+3. В то же время в мире побеждает концепция расчетов Т+2. Решение по расчетам еще не принято, но скорее всего мы введем Т+3 и сделаем это уже в этом году, предусмотрев возможность в дальнейшем перейти на Т+2.
Во-вторых, это создание центрального депозитария, который позволит всем группам инвесторов присутствовать в России. Сейчас из-за отсутствия в стране центрального депозитария ряд консервативных инвесторов технически и юридически не имеют сюда доступа.
Третья ключевая вещь - это внутренний инвестор. Большинство внутренних рынков имеют внутренних инвесторов с длинными деньгами, которые выступают стабилизаторами рынка. С одной стороны, необходимо создать условия для появления такого инвестора: реформа пенсионного рынка и рынка паевых инвестиционных фондов, создание института страхования жизни. С другой стороны, нужно допустить на фондовый рынок уже существующих внутренних инвесторов, в частности, пенсионные фонды, как государственные, так и негосударственные, а также обязать фонд будущих поколений инвестировать в том числе и в России.
У нас только 1% пенсионных накоплений инвестируется в рынок, в США эта цифра составляет 60%, в остальных странах - около 40%. Это является мощным стимулом для всех инвесторов работать на внутренних рынках, поскольку для них нет никакой технологической разницы, где присутствовать - в Нью-Йорке, Лондоне, Дубае или Москве.
Я считаю, что макроэкономически у нас есть абсолютно все предпосылки, чтобы иметь финансовый центр в России, но для этого надо принять ряд юридических и технологических решений. В частности отказаться от годового горизонта инвестирования пенсионных средств. Мы ведь с вами не планируем выйти на пенсию в ближайший год, почему тогда пенсионный фонд инвестирует наши деньги только на год?! Я не против, если мои деньги он будет инвестировать с горизонтом в 10 лет.
Путин в своей статье об экономической политике написал о внутреннем долгосрочном инвесторе. Во-первых, об использовании пенсионных денег в качестве механизма участия населения в экономическом успехе страны. Мы должны делиться результатами экономического успеха с людьми здесь живущими. Во всем мире пенсионные фонды являются квалифицированными институциональными инвесторами, у которых есть возможности за счет своего размера нанимать очень качественные кадры и, соответственно, снижать риски потерь.
Вторая мысль, которая была у него в статье, о том, что действующая пенсионная система не дает среднему классу уверенности в получении адекватной пенсии? соотносимой с текущим доходом. Мы платим процент от дохода в пенсионную систему, а обратно получим одинаковый усредненный результат. Средний класс в стране сильно вырос, он составляет около 30% от населения, это хорошая качественная цифра, и эти люди задают вопрос, что будет, когда мы выйдем на пенсию. И государству надо позаботиться о создании условий, позволяющих получить адекватную пенсию.
- Но это все глобальные вопросы развития страны. Причем здесь биржа?
- Биржа является местом, которое объединяет эмитентов, инвесторов, посредников рынка. Биржа наряду с различными ассоциациями и объединениями участников рынка может стать катализатором изменения того, как работает финансовый рынок в стране. Если посмотреть на действующие ассоциации и объединения, начиная от НАУФОР (Национальная ассоциация участников фондового рынка) и заканчивая НП РТС, ни одно из них не учитывает голос эмитента. А биржа как раз и является организацией, которая должна работать с эмитентами. В прежние времена мы эмитентов слышали слабо, поэтому одним из приоритетов для нас является изменение этой ситуации.
- Какие будут ваши первые предложения по изменению законодательства?
- Первые предложения у нас уже были. В прошлом году были приняты законы о клиринге и о центральном депозитарии, в разработке которых мы приняли активное участие.
В этом году мы видим два ключевых направления в изменении законодательства - это тема внутреннего инвестора и тема упрощения эмиссии.
- Вы имеете в виду поправки в закон о рынке ценных бумаг в части упрощения эмиссии ценных бумаг?
- Да, в том числе. Этой темой активно занимается Алексей Тимофеев из НАУФОР. Мы с ним делаем эту работу совместно.
Необходимо создать удобные условия для эмитентов. Например, у нас пенсионные фонды не могут принимать участие в первичных размещениях, необходимо это исправить. Также мы планируем упростить листинг путем сокращения котировальных списков: вместо пяти существующих сейчас будет только два.
- После объединения с РТС на бирже действуют две торговые платформы. Вы уже выбрали, какая станет основной?
- Нет такого понятия как платформа. Биржевые системы сегодня одни из самых сложных. Это множество компонентов - программных комплексов, серверов и т.д. Мы двигаемся, разбираемся по компонентам, смотрим, что можно интегрировать друг с другом. Где-то будем брать одно решение, где-то - другое.
Сейчас у нас есть аудит нашего технического хозяйства, также мы работаем с IT-консультантом - PricewaterhouseCoopers - по вопросам его оптимизации и выработки общих стандартов и процессов. Общей стратегией мы дали вводные, что мы хотим сделать в ближайшие годы, теперь мы хотим получить ответ, как обеспечить наши цели с технологической точки зрения. Для этого мы и разрабатываем IT-стратегию.
- Совет директоров ММВБ-РТС утвердил план проектной деятельности на 2012-2013 годы. Что в этом плане?
- Введение расчетов Т+n, единый клиринг, дальнейшее развитие двухуровневого доступа на валютно-денежный рынок, репо с центральным контрагентом, проект по допуску акций и расписок для торговли в одном стакане.
- В этом году на бирже появятся акции иностранных эмитентов?
- Не вижу препятствий, чтобы акции Apple торговались здесь. Нужно только решить n-ное количество логистических задач по допуску таких бумаг. Например, у нас есть квартальный отчет, в котором наши эмитенты должны рапортовать свои банковские счета. Мало мест в мире, где эмитенты должны рассказывать о своих открытых счетах. Или, например, вопрос о проспекте ФСФР, который существенно отличается от проспекта для IPO.
- Как будет строиться тарифная политика объединенной биржи?
- Развитие бизнеса не может существовать в отрыве от пользователей. Поэтому мы любые свои предложения обсуждаем с пользователями. В этих обсуждениях мы видим спрос на диверсифицированный подход в тарифах по типам клиентов и операций. Например, те тарифы, которые могли бы быть интересны алготрейдерам, не интересны другим. Практически мы намерены создать понятную линейку тарифов на всех рынках, в прошлом году мы уже реализовали такой подход на рынке репо. Тариф должен служить развитию бизнеса и стимулировать пользователей для работы в стране.
Конечно, существуют и заградительные тарифы. Например, НРД ввела такой тариф за бумажный документооборот, целью которого является противодействие легализации средств, полученных преступным путем.
- Кто делал стратегию бирже? McKinsey?
- Стратегию очень тяжело купить. Я бы даже сказал, что невозможно. Ее разрабатывали люди, работающие в компании. Это Евгений Сердюков - по срочному рынку, Анна Кузнецова - по фондовому рынку, Игорь Марич - по валютно-денежному рынку и так далее. Мы привлекали консультантов McKinsey только для организации процесса, стратегию разрабатывали и писали сами.
- Не дорого ли обошлась такая помощь? Говорили о 80 млн рублей, которые были заплачены консультанту.
- Мы о таких цифрах не говорили. Ценовая информация является конфиденциальной, мы ее не раскрываем.
- У биржи достаточно амбициозные планы, которые могут потребовать значительных средств. Не повредит ли это финансовым показателям биржи перед запланированным IPO?
- У нас есть утвержденный бюджет, в его рамках мы и будем действовать, к тому же для реализации проектов задействуются внутренние ресурсы.
С другой стороны, у биржи и так неплохая прибыль. К IPO нам надо показать, что мы объединились и планомерно двигаемся по пути интеграции.
- Совет директоров биржи утвердил ключевые показатели эффективности правления. В чем они состоят?
- Совет директоров утвердил единые принципы премирования менеджмента, которые базируются на базе сбалансированных показателей. Смысл заключается в прозрачности между советом директоров и менеджментом компании, когда эти две стороны понимают, какие стоят задачи, какие проекты надо сделать, какие финансовые параметры заложены по проектам. Сейчас мы работаем над тем, чтобы распространить эти принципы на всю биржу, чтобы каждый сотрудник понимал, за что он может получить премию.
- Какой у вас премиальный бюджет?
- Он не утвержден.
- А опционная программа?
- Опционная программа была утверждена в декабре прошлого года. Утвердив Стратегию развития, мы в ближайшее время намерены запустить и опционную программу. Решение о количестве акций, которые будут направлены на программу, еще не принято.