Праздник к нам приходит

Фильм "Кровавый Санта" препарирует миф о всеми любимом персонаже, показывая его жестоким убийцей с обезображенным огнем лицом

Москва. 19 марта. INTERFAX.RU - В конце шестидесятых в канун Рождества маленький Герт потерял всю свою семью в результате жестокого убийства, совершенного группой неизвестных. По официальной версии убийцей был бездомный, через несколько дней совершивший самоубийство. Все поверили в это, кроме самого Герта, видевшего той ночью убийц вместе с главарем - восставшим из мертвых Санта Клаусом. Спустя сорок лет Герт служит в амстердамской полиции и всю свою жизнь он посвятил расследованию, открывшему завесу тайны над судьбой священника Никласа, жестокого убийцы, который жил в XIV веке и был сожжен жителями одного села, страдавшего от насилия со стороны его людей. С тех пор он восстает из мертвых каждое 5 декабря, на которое приходится полнолуние, и убивает сотни людей, большинство из которых маленькие дети.

Фильм "Кровавый Санта" снят голландским режиссером Диком Маасом, известным хоррорами "Лифт" (1983) и "Проклятый Амстердам" (1988). Новая работа Мааса это так же фильм ужасов, который можно считать возвращением режиссера в этот жанр. Его "Лифт" многими считается одним из самых лучших представителей жанра, снятых в Голландии. В начале 2000-х он переснял его в Голливуде, но такого успеха, как оригинал, эта работа так и не получила. "Кровавый Санта" в этом смысле тоже нельзя назвать выдающимся хоррором, но свое "обаяние" у этого фильма все же есть.

"Санта" препарирует миф о всеми любимом персонаже, показывая его жестоким убийцей с обезображенным огнем лицом. Это, кстати, вызвало протесты многих родителей, когда фильм вышел на экраны в Нидерландах. По их мнению постеры с изображением монструозного Санта-Клауса пугали маленьких детей, которые все еще верят в доброго старика, приносящего им подарки. Дело даже дошло до суда, постановление которого предписало выпустить новые плакаты, на которых изуродованное лицо Санты было скрыто тенью. Очевидная реакция показывает лучше фильма, что такого рода стереотипы гораздо сильнее, чем кажется, занимают умы людей. И, что еще важнее, компании, которые зарабатывают на них деньги.

Маас помещает действие сюжета в заснеженный Амстердам и это наводит на мысль о неиспользованном потенциале столицы Нидерландов, как съемочной площадки для такого рода ужастиков. Волшебная атмосфера этого города, особенно зимой, как будто специально создана для того, чтобы снимать там рождественские хорроры. Еще одна удачная находка режиссера - критика среднего класса, который особенно в богатой Голландии уже давно потерял связь с реальностью. И только Санта Клаус как серийный убийца, а не добрый волшебник, способен пробудить обитателей респектабельного Южного Амстердама от буржуазной спячки, в которой они находятся. Вряд ли это художественное высказывание кто-то заметит, но здесь важно то, что оно все же сделано, и к тому же в такой необычной форме.

Фильм Дика Мааса естественно не получит широкого проката в России, но все равно приятно, что российские прокатчики еще обращают внимание на небольшие европейские фильмы, пускай и не исключительного качества. Это в любом случае поможет отечественному зрителю дополнить свое представление о современном кинематографе Нидерландов.

Обозреватель Артем Ушан

Новости