Пенсионный возраст не главное

Пенсионный возраст - экономически бессодержательная категория в современных условиях, считает первый заместитель председателя Банка России Алексей Улюкаев. Выходить на пенсию в 55 лет, 60 или 65 - не принципиально

Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 11 марта. INTERFAX.RU - Проблема повышения пенсионного возраста в России не главная. Не принципиально, выходить ли на пенсию в 55 лет, 60 или 65, заявил первый заместитель председателя Банка России Алексей Улюкаев.

"Если вспомнить, каково было соотношение между возрастом начала трудовой деятельности, средней продолжительностью трудовой жизни и средней продолжительностью жизни на пенсии в период первичной индустриализации, и актуализировать его с учетом нынешних реалий, то получается, что сейчас пенсионный возраст должен быть 90-95 лет. Это явный нонсенс", - говорится в статье Улюкаева, опубликованной сегодня в газете "Ведомости".

По мнению Улюкаева "в современных условиях пенсионный возраст - экономически бессодержательная категория. Он должен бы означать границу между двумя качественно разными состояниями: жизнь на трудовой заработок и жизнь на пенсию. Когда-то так и было. Тогда и понятие "коэффициент замещения" было значимым. Оно показывало, насколько крута эта ступенька, насколько изменится уровень жизни при выходе на пенсию".

"Сейчас нет качественного скачка. А есть постепенное количественное изменение структуры доходов. В нем всегда три сегмента: трудовой доход (зарплата), трансферт из бюджета (пенсия, пособие, льгота) и факторный доход от активов (процент на депозит, арендная плата от сдаваемой квартиры и др.)", - отметил Улюкаев.

Как пишет первый зампред ЦБ, при достижении определенного возраста доля трудового дохода снижается, а доля трансферта и в ряде случаев факторного дохода от активов увеличивается.

Автор статьи уверен, что необходимо "признать, что страховая природа пенсионных отношений - фикция. Пенсия не страхует от потери заработка, она не страхует от бедности. Экономическая природа пенсии сейчас - это просто социальное пособие, выплачиваемое по комбинации двух оснований: возраст и трудовой стаж, пропорции их влияния на величину пенсионного пособия могут быть различными".

Фискальный вес этого пособия стремительно нарастает. Если в 2007 г. расходы на выплату пенсий, включая и трудовые, и социальные, равнялись 5,1% ВВП, то в 2011 г.- уже 8,7% ВВП.

Улюкаев считает, что не имеет принципиального значения, каков нормативно установленный возраст выхода на пенсию. "На нее выходит все более маргинальное число работающих. Содержательно это просто возраст, в котором начинает выплачиваться пенсионное пособие. Он может быть и сегодняшним, и другим - например, несколько большим, но не обязательно. Остальные условия пенсионирования определяются трудовым договором и являются корпоративными", - говорится в статье.

Сама величина пенсионного пособия должна ориентироваться на прожиточный минимум пенсионера. Нормы индексации подлежат уточнению. Во всяком случае, индексация по двум основаниям (инфляция и фонд оплаты труда) - экономический нонсенс, который должен быть устранен, считает Улюкаев.

"Мне представляется, что предлагаемый подход хорош тем, что, во-первых, отражает современные экономические реалии, а не заменяет их умозрительными конструкциями и, во-вторых, освобождает пенсионную проблему от излишней политизации и конфронтационности", - заключил автор.

Новости