"Впечатление в последнее время такое: население стало спокойнее относиться к проблеме НАТО"
Министр обороны Украины Юрий Ехануров рассказал в интервью агентству "Интерфакс-Украина" о том, что значит для его страны вступление в НАТО, а также о том, что ждет Черноморский флот
Москваю 24 июля. INTERFAX.RU - Вы уже более полугода на должности министра обороны. Какие достижения считаете основными?
Главное то, что мы все-таки переходим постепенно на контрактную основу формирования наших Вооруженных сил. Можно отметить, что боевая готовность в армии несколько повысилась, прекращено бездумное сокращение численности ВС. Последующее сокращение возможно только в случае, если функционально эти подразделения армии не нужны. А о сокращении офицерского состава и речи быть не может, ведь офицеры – это основа ВС. То есть задачи, касающиеся защиты страны, ВС выполняют, но, конечно же, мы серьезно отстаем от того графика, который был намечен, и очень бы хотелось, чтобы в этом плане работа изменилась в лучшую сторону.
Слово "достижения" я вообще не люблю, поэтому скажу так: освоились, работаем. Напряженно работаем, чтобы в условиях безденежья все равно выполнять поставленные задачи.
Как отобразится на военнослужащих непринятие парламентом изменений в госбюджет?
Естественно негативно это отобразится, поскольку создать современную армию без денег невозможно. Конечно, ситуация проблемная, но не критическая. Должен отметить, что Министерство финансов по нынешнему бюджету деньги нам выдает безукоризненно, то есть мы получили за полугодие все, что положено. Но, к сожалению, это малая сумма. Сейчас наша задача – чтобы мы перенесли из 4-го квартала на 3-й квартал те суммы, которые позволят нам выжить в нынешних условиях до принятия обновленного бюджета. Предварительная договоренность с Минфином есть и министр финансов обещал рассмотреть наши предложения в течении нескольких дней.
Если говорить о суммах, то нынешний бюджет предусматривает на армию 9,9 млрд. грн. Потребность ВС – 17,4 млрд. грн., эта же цифра утверждена соответствующим указом президента. Таким образом, наблюдается существенная разница в цифрах. Изменения в госбюджет, которые предлагались правительством на рассмотрение Верховной Рады, предусматривали 2,6 млрд. грн. добавить. То есть в целом, планировалось на армию в нынешнем году выделить 12,5 млрд. грн. Конечно, это не то, что нас бы полностью устраивало, но эта сумма решила бы практически все основные вопросы в армии хотя бы во втором полугодии. К большому сожалению, нынешнее недофинансирование тормозит развитие ВС.
Как выполняется план по обеспечению военных жильем? Сколько квартир передано в текущем году и сколько еще планируется их вручить до конца года?
Мы планируем 8 тыс. квартир выдать военнослужащим в этом году. В ближайшее время, начиная с текущей недели и до Дня Независимости, мы планируем вручить очередные 652 ордера военнослужащим во всех регионах. В этом плане мы сработаем более-менее нормально. Конечно же, хочется, чтобы темпы были немножко лучше, чем те, которые сейчас наблюдаются, но поверьте, что работа идет усиленно и напряженно. Мы нацелены на 8 тыс. квартир и мы попытаемся реализовать эту цифру.
В Киеве ситуация по сравнению с другими городами Украины сложнее, это связано с целым рядом судебных исков, поскольку в столице народ продвинутый. К примеру, один из офицеров в отставке сумел добиться решения суда, которое запрещало выдачу квартир всем другим офицерам в Киеве, пока он не будет обеспечен жильем. Выполняя решение суда, мы ему предложили квартиру, а он не хочет ее получать, поскольку эта квартира его не устраивает.
Кроме того, в Киеве жилье значительно дороже по сравнению с регионами. Во-вторых, у нас сдача жилья в столице планируется в конце 3-го квартала и в 4-м квартале. Как раз в этот период мы рассчитываем на улучшение бюджета и на наполнение спецфонда. Все мы знаем, что второе полугодие всегда более денежное, чем первое, и я надеюсь, что существенное продвижение по выдаче квартир в Киеве будет именно во втором полугодии.
Какая ситуация с военной техникой и вооружением видов ВС?
Для того чтобы приобрести новую технику и вооружения, мы планировали 1 млрд. грн. на этот год, а нам выделено пока 437 млн. грн. Согласно изменениям в бюджет, цифра на эту сферу должна существенно подняться и таким образом, потребность ВС в технике и вооружениях практически бы закрылась. Но, к сожалению, изменения не приняты. На модернизацию и ремонт той техники, которая у нас есть, в том числе на подводную лодку, нам необходимо 913 млн. грн., а выделено 153 млн. грн. То есть наблюдается существенное недофинансирование, и мы испытываем большие трудности в нашей работе. Это, конечно же, влияет на то количество техники, которое находится сегодня в боевой готовности, и которой мы можем пользоваться. Я очень надеюсь на то, что все-таки в сентябре будут приняты изменения в госбюджет и это даст возможность улучшить ситуацию. Ведь мощности есть и у Министерства промышленной политики, и у Национального космического агентства, и у нас, есть мощности для модернизации и производства военной техники. Наши ученые-конструкторы предложили очень интересные разработки.
На конструкторские разработки и на исследования в сфере обороны мы просили правительство выделить 694 млн. грн., а нам выделили 394 млн. грн. Однако ожидаем, что дополнительно еще около 100 млн. грн. на ВС будет выделено. Тогда военная служба будет смотреть в будущее.
Таким образом, есть хорошие разработки, которые можно брать и ставить на вооружение нашей армии. Есть и возможности наших предприятий, которые верят в то, что все-таки финансирование Минобороны будет улучшено и ведомство начнет закупать новые образцы техники и вооружений.
Если говорить о видах ВС, то самая сложная ситуация в Военно-воздушных силах с вертолетами и самолетами, которые требуют модернизации. Проблемой является и задержка в производстве самолета Ан-70. Сложная обстановка и с Военно-морским флотом, а именно с боевыми кораблями. Они все требуют ремонта, а это большие деньги.
Глава парламентского комитета по нацбезопасности заявил, что ситуация с украинским ВПК достигла критической отметки. Насколько, по вашему мнению, справедливыми являются такие утверждения?
Ситуация очень сложная. Потеряно определенное количество специалистов, которые ушли из предприятий ВПК. Однако самой большой проблемой является то, что Минобороны Украины не заказывает на предприятиях ВПК производимую технику и вооружения.
У нас наладилось неплохое сотрудничество с Минпромполитики, с Национальным космическим агентством и мы совместно работаем над этой темой. Я очень надеюсь на то, что мы будем солидным заказчиком в будущем. Я понимаю, что наша страна во многом зависит от мощностей ВПК. Пока он еще в состоянии решать серьезные задачи, однако уже многое потеряно.
Я бы не называл эту ситуацию критической. Вы знаете, умные люди работают в любых условиях и то, что сегодня предлагают наши предприятия ВПК, впечатляет. Разработок достаточно, вопрос в том, чтобы мы это взяли себе на вооружение, купили эту технику. Ко мне, как к министру обороны, обращаются представители разных предприятий с предложением купить хоть какие-то образцы, поставить их на вооружение, чтобы эти предприятия могли продавать эту технику за границу. Потому что во многих странах действует четкий закон, правильный закон: они покупают только те вооружения, которые есть на вооружении у той страны, которая продает. И это логично.
Прокомментируйте пожалуйста обвинения по поводу неэффективного использования средств руководством Минобороны, в частности закупку топлива по завышенным ценам и незаконной передачи военного имущества.
По поводу топлива, могу сказать так: немножко ошиблись. ГСМ в этом году приобретается по ценам несколько ниже, чем рыночная его цена. Благодаря тому, что нам нужны большие объемы, и присутствует умелое руководство Департамента, который занимается закупкой топлива по тендерным процедурам, все-таки нам удалось снизить и сэкономить в этом году 5,6 млн. грн. Видимо когда речь шла о закупке топлива по цене на 30% выше рыночной, то это касалось 2007 года. Если кому-то необходимы документы, подтверждающие мои слова, мы можем их предоставить. Мы готовы к прозрачности в этом вопросе.
Я четко разделяю Гриценко политика и Гриценко профессионала. С профессионалом мы работаем и я считаю, что успешно работаем, поскольку предложения Минобороны в законотворческом плане реализовываются фактически на 100%. И я очень благодарен комитету Верховной Рады, что он все-таки провел все наши законопроекты, они приняты в зале огромным количеством голосов депутатов и это дает мне возможность надеяться, что и на будущее будет нормальное сотрудничестве. А как политик он мне неинтересен.
Раньше вы заявили о том, что российская сторона рассматривает вопрос покупки у Украины крейсера "Украина". Есть ли уже окончательный ответ по этому вопросу?
Официального ответа нет еще, но недавно была встреча одного из заместителей министра обороны в России и было очевидно, что Россия продолжает проявлять интерес. Российские коллеги говорят о том, что вполне возможно, что РФ его купит.
Какая ситуация с проектом Ан-70? Раньше вы заявляли, что Германия заинтересована в присоединении к этому проекту. Есть ли какие-то конкретные шаги в этом направлении и какова позиция России по поводу этого проекта?
Во-первых, я в феврале разговаривал на эту тему с моим коллегой министром обороны РФ. Господин Сердюков сказал, что Россия заинтересована в этом проекте и они будут работать. Пока на эту минуту каких-либо практических шагов нет, но в принципе российская сторона подтверждает, что будет работать в этом направлении. А вот само отношение к проекту Ан-70 напоминает сюжет, когда герой фильма "Формула любви" по поводу ремонта кареты графа Колиостро говорил следующее. На вопрос "За сколько сделаешь?" отвечал "За день сделаю", - "А за два ты можешь сделать?", - "Ну, сделаем за 2", - "А за 5 дней?", - "Ну ежели постараться, то можно и за 5 дней", - "А за 10 дней?", - "Ну барин, ну и задачи вы ставите. За 10 дней одному не справиться, тут помощник нужен". Так что мы по такому принципу, к сожалению, работаем по проекту Ан-70.
Если говорить о проекте, то АНТК "Антонов" проводит сейчас испытания этого самолета. В целом нужно провести целый ряд испытаний. Однако все работы проводятся очень медленно в связи со сложившейся ситуацией. Два этих самолета Минобороны Украины уже заказало на "Авианте", однако его производство идет очень туго.
Что касается заинтересованности Германии, то это пока на уровне переговоров, не более. Дело в том, что серьезная заинтересованность была в 2004 году, тогда Украина не ответила на вопрос немецкой стороны. Как сейчас будет, посмотрим.
Насколько, по вашему мнению, возможна пролонгация соглашения о дислокации Черноморского флота РФ в Крыму в случае повышения арендной платы за занимаемые земли?
На территории Украины не допускается размещение иностранных военных баз. Это написано в Конституции Украины. Там есть одно исключение в переходных положениях для ЧФ РФ. Однако там стоит четкая дата – до 2017 года. И это обо всем говорит. Чтобы что-то изменить, нужно менять Конституцию.
Как вы считаете, у нас в парламенте найдется 300 голосов, которые проголосуют за изменения в Конституцию Украины, согласно процедуре, которая у нас есть?
Как вы относитесь к высказанной ранее инициативе президента использовать украинские РЛС после окончания действия соглашения с РФ (февраль 2009 года) в проектах международной безопасности? Принимаете ли вы участие в изучении этого вопроса?
Конечно же, если это отвечает вопросам безопасности на европейском континенте, то конечно Украина имеет полное право использовать любые ресурсы для этого, в том числе РЛС. В то же время РЛС не являются в составе Минобороны, поэтому мы не принимаем участия в каких-либо переговорных процессах.
Чехия и США подписали соглашение о размещении систем ПРО. По вашему мнению, насколько оправданной является обеспокоенность российской стороны по этому вопросу?
Вы знаете, у нас это вызывает беспокойство, поскольку два главных стратегических партнера, которые являются гарантами нашей безопасности и территориальной целостности, вступили в спор по данному вопросу. Конечно же Украина заинтересована в повышении уровня безопасности на континенте, но в то же время очень хотелось бы, чтобы присутствовал интенсивный диалог между РФ и США, чтобы эти страны услышали друг друга. Ведь речь идет о довольно деликатном вопросе, и мы естественно будем внимательно следить за тем, как развивается эта ситуация.
Были ли уже приглашения от американской стороны к украинским военным присутствовать при установлении таких объектов?
Нет, пока такого не было.
Как, по вашему мнению, можно изменить ситуацию в Украине с поддержкой населения вступления в НАТО?
Важно то, чтобы мы понимали, какой мы бы хотели видеть армию. Какую армию мы можем взять себе в пример и работать над достижением таких же стандартов. Поэтому, с моей точки зрения, страны НАТО имеют все-таки наиболее современную армию, гибкую, динамичную, с нормальной структурой. Поэтому мы с ними и работаем и решаем вопросы совместимости, повышения нашей квалификации, структуры.
С другой стороны, НАТО обеспечивает систему коллективной безопасности, это сегодняшние реалии и другой альтернативы в мире мы не видим. Думаю, что если говорить о поддержке населения, естественно, без референдума в НАТО Украина не вступит. Впечатление в последнее время такое: население стало спокойнее относиться к проблеме НАТО. Не будем же мы всерьез воспринимать статиста, который работает сейчас, к примеру, во время учений "Си Бриз". Очень грамотно и технично работает, с чем и хочу поздравить Наталию Витренко. Я так понимаю, что постоянные репетиции позволяют им ездить по стране и устраивать такие представления. Они нормальные отрабатывают деньги.
Существует программа информирования населения о НАТО, но я не думаю, что сегодня можно говорить о ее эффективности, поскольку она совсем недавно утверждена. Вместе с тем, весь процесс информирования идет как-то вяло. С другой стороны, наконец-то появились силы, которые агитируют за НАТО. То есть у нашего гражданина появилась возможность сопоставить две позиции. Я думаю, что все-таки нужно время и не один год.
Надо показывать на примерах, чем это лучше или хуже. Например, мы рассматриваем такой вариант. Показать, как экипирован украинский солдат сегодня и как он будет экипирован по стандартам НАТО. Стоимость экипировки одного солдата по стандартам НАТО 107 тыс. грн., а нынешний наш солдат – это 4,3 тыс. грн. Мы покажем нашим людям, какого солдата они хотели бы видеть и какие преимущества и недостатки в каждой системе. Думаю, что осенью, когда все выйдут из отпусков, мы начнем над этим работать.
Исходя из нынешней политической и экономической ситуации в стране, какие шансы у Украины получить ПДЧ в текущем году?
Шанс есть. Я считаю, что мы проводим нормальную работу и выясняем позиции разных стран. Очень надеемся на то, что наше военно-техническое сотрудничество с такими странами как Германия, Франция по разным направлениям, в том числе по сооружению корвета, по боевым вертолетам, модернизации наших вооружений, позволит этим странам больше узнать о нас. С другой стороны мы четко выполняем все свои обязательства, которые добровольно на себя взяли, в том числе по линии миротворческих операций и участия в международных учениях. Мы показываем, что мы способны создать профессиональную и современную армию. Однако надо понимать, что ПДЧ – это не только армия. Очень бы хотелось, чтобы наше общество консолидировалось.
Что касается политической ситуации, трудно конечно иностранцам понимать, что у нас происходит. Я понимаю так, что в экономическом плане страна развивается, если не считать инфляцию, достаточно динамично. Давайте подождем визита канцлера Германии в Украину.
Поступали ли в этом году Украине предложения по поводу направления миротворцев в горячие точки и какая ситуация с созданием миротворческого батальона ГУАМ?
Во-первых, я подсчитал, сколько Украина получила средств от участия в миротворческих операциях под эгидой ООН с 1993 года. И вы знаете, это рентабельное мероприятие и участие украинских военных в миротворческих операциях надо сделать повседневным делом, потому что мы фактически за счет международных денег обучаем наших военнослужащих. Они получают огромный опыт работы, совершенствуют знание иностранных языков, осваивают совместимость с военными других стран. Кроме того, это очень интересно для наших военнослужащих. В целом у нас 32 тыс. военнослужащих прошли через разные миротворческие операции.
Что касается, совместных подразделений, это тоже интересная тема. От Польши нам поступило предложение рассмотреть вопрос о создании не просто совместного украинско-литовско-польского батальона, а уже бригады. Когда я был в Грузии, то мы обсуждали вопрос о создании совместного подразделения. Грузинская сторона приняла это очень позитивно. Мы провели подобные переговоры и с Азербайджаном, они сказали, что будут изучать этот вопрос, а вот молдаване пока с прохладцей относятся к этой инициативе. Я думаю, что надо начинать, начинать хотя бы на бумаге, разработать план и начинать действовать и тогда уже остальные будут присоединяться по мере создания этого батальона. Задачи, которые мы хотим поставить этому батальону, в основном связаны с гуманитарными проблемами.
Я думаю, что в сентябре начнем разрабатывать соответствующие документы для создания совместного миротворческого батальона.