Контент уходит в интернет

Теле- и кинопроизводители уверены, что смогут перенести свои продукты в Интернет и даже заработать на этом, несмотря на противодействие пиратов

Фото: Reuters

Москва. 14 февраля. INTERFAX.RU - Выручка производителей контента от легальной продажи их продукции в интернете будет расти, несмотря на пиратство и сильные позиции некоторых традиционных медиа - таких, как телевидение, считают участники рынка.

Так, доля доходов кинопроизводителей от продажи контента в интернете и на неэфирных телеканалах может вырасти до 20% в течение двух-трех лет. "Оптимистичный прогноз - 30%", - заявил "Интерфаксу" генеральный директор исследовательской компании Movie Research Олег Иванов. В настоящее время эти каналы продаж приносят "копейки", отметил он, основные доходы продюсеры получают от кинопроката и продажи фильмов эфирным телеканалам.

Доля проката в структуре общей выручки кинопроизводителей будет снижаться, а доля продаж через интернет вырастет в разы, считает управляющий директор кинокомпании "Базелевс" Никита Трынкин. В настоящее время на кинопрокат приходится более 50% выручки компании. "Интернет - это пока очень маленькие деньги, порядка 1% от выручки", - сказал он "Интерфаксу". Однако, по его словам, этот показатель "вырастет в разы". Темпы роста будут зависеть, в частности, от успешности борьбы с пиратством, от появления у людей привычки платить за контент кредитной карточкой, от развития технологий, удобства доступа в интернет, библиотеки контента видеоресурсов. Потери компании от пиратства Трынкин оценивает в "десятки процентов от выручки".

По словам управляющего директора видео-ресурса ivi.ru (контрольный пакет у холдинга "ПрофМедиа") Олега Туманова, в прошлом году пираты заработали более 200 млн долларов на нелегальном контенте, потери правообладателей составили более 1 млрд долларов.

Доходы легальных видеопорталов за 2011 г. - всего 12 млн долларов, при том что игроки этого рынка потратили на контент около $20 млн, свидетельствуют данные, представленные Тумановым на форуме "Инвестиции в кино, телевидение и новые медиа", организованного Сбербанком, "Тройкой Диалог" и Cinemotion. "Мы покупали билет, чтобы просто с нами разговаривали правообладатели. Я надеюсь, что правообладатели отдают себе отчет: несколько лет "покупки билета", и многие могут не выжить", - отметил Олег Туманов.

По его словам, общий рекламный рынок в России оценивается примерно в 10 млрд долларов, половина этих денег рекламодатели тратят на видеорекламу, прежде всего - на телевидении. Доля видеорекламы в интернете "пока микроскопическая", однако этот рынок будет расти.

Глава Tvigle Media (портал tvigle.ru) Егор Яковлев оценивает рост этого рынка в ближайшие несколько лет в 1,5-2 раза ежегодно.

Интерес к монетизации контента в интернете испытывают и кинопроизводители, которые налаживают сотрудничество с легальными видеопорталами, и телекомпании, которые инвестируют в эти ресурсы или создают их "с нуля".

Так, CTC Media в конце 2010 г. запустила интернет-портал "Видеоморе", предоставив пользователям онлайн-доступ к контенту своих телеканалов. По словам директора по развитию интернет-проектов CTC Media, руководителя портала "Видеоморе" Аскара Туганбаева, задача холдинга - быть не только значимым игроком на телерынке, но и стать крупным интернет-игроком. Через пять лет, рассчитывают в СТС, на новые медиа будет приходиться около 5% от общих доходов холдинга.

Собственный видеопортал есть у ВГТРК (zoomby.ru, совместно с Web Media Group), ТНТ и "Газпром Медиа" развивают сайт-кинотеатр now.ru, холдинг ЮТВ и телеканал "МУЗ" также запустили свой интернет-ресурс Clip you.

В России, как и на Западе, растет интернет-просмотр видеоконтента, отмечает директор по работе с рекламными агентствами TNS Россия Михаил Райбман. Об этом свидетельствует рост аудитории онлайн-видео. На сегодняшний день крупнейшими каналами для просмотра видео в интернете являются "Видео Вконтанкте" (22% аудитории), YouTube, "Яндекс.Видео", видео на Mail.ru. За ними следуют все остальные ресурсы, свидетельствуют данные, представленные TNS на форуме.

В целом на российском телевизионном рынке, как и на мировом, можно выделить две основные тенденции - развитие многоканальности (возможности получать контент через разные каналы: интернет, телевидение и др.) и, как следствие, фрагментация аудитории на фоне развития технологий. Так, например, растет аудитория нишевых каналов - кабельных и спутниковых. За последние пять лет аудитория таких каналов выросла примерно в два раза.

"Интернет приходит в телевидение в качестве транспорта, но в этот момент телевидение не перестает быть телевидением. Мы же не говорим, что в тот момент, когда телевидение стало кабельным, оно стало другим. Изменилось средство доставки", - считает заместитель генерального директора "Видео Интернешнл" Александр Лигер.

По прогнозу "Видео Интернешнл" - крупнейшего в России продавца рекламы на телеканалах - доля телевидения в структуре общих медиарекламных бюджетов в ближайшие годы не изменится. Так, по итогам 2010 г. на телерекламу приходилось 52% рынка, в 2020 г. этот показатель останется на уровне 50%. "Мы видим, что телевидение сейчас стабильно находится в зоне 50%. Есть все основания полагать, что принципиально эта позиция относительно телевидения не изменится", - уверены в ВИ. При этом доля интернета за это время вырастет с 11% до 20%.

"Безусловно, нельзя отрицать, что, так или иначе, интернет будет отбирать (долю) у всех (сегментов медиа-рынка - ИФ), и в том числе будет пытаться отбирать что-то у телевидения. Однако у российского телевидения значимые ресурсы для роста", - отметил Лигер, выступая на форуме.

По мнению бывшего гендиректора CTC Media и экс-главы экспертного совета "Национальной Медиа Группы" Александра Роднянского, у компаний, которые "живут полностью в эфирном телевидении", нет будущего. "Эфирное телевидение умирает, сегмент будет сокращаться. В течение пяти лет он радикально упадет по отношению к тому, что было пять лет назад", - сказал он "Интерфаксу".

"Я верю, что король конкуренции - это контент. Он будет монетизироваться на многих технологических платформах, из которых эфирное телевидение - лишь одна - на сегодняшний день, может быть, главная, но в будущем наименее перспективная", - отметил Роднянский.

Новости