Путин отправил ВТБ в предвыборное ралли

Долгие годы ВТБ не мог сформулировать справедливый и прозрачный механизм "утешительного" buyback не удавалось. В четверг оказалось, что на проработку нужно три дня. Рынок отреагировал позитивно, а вот эксперты полны скепсиса

Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 2 февраля. INTERFAX.RU - Судьба госбанка в преддверии выборов богата непредсказуемыми поворотами. Эту теорему второй день подряд доказывает ВТБ. Сначала ему было поручено прокредитовать разорившуюся турфирму под надежное поручительство ее руководителей, спасая тем самым застрявших в заграничных отелях отпускников. И вот спустя сутки - новый сюжет.

Долгие годы ВТБ не мог придумать, как помочь беде участников своего "народного IPO" - и вроде бы деньги на выкуп сильно подешевевших с момента размещения акций банк был готов найти, но вот сформулировать справедливый и прозрачный механизм "утешительного" buyback не удавалось. За это недовольные миноритарии на каждой встрече с менеджментом ВТБ отпускали в его адрес различные обидные слова. В четверг эта тема неожиданно всплыла на пленарной сессии форума Сбербанка и "Тройки Диалог" - и из кустов появился случайно оказавшийся там рояль. ВТБ попросил на "глубокую проработку" схемы выкупа… три дня.

Годы раздумий…

Тема обратного выкупа акций у "народных" миноритариев ВТБ немногим моложе самого IPO. Уже на первой встрече менеджмента банка с акционерами, которая состоялась в мае 2008 года, был поднят вопрос о buyback. С каждым годом миноритарии становились все более и более агрессивными. Вот лишь несколько цитат из выступлений "физиков" на собраниях акционеров ВТБ последних лет.

"Отпустите миноритариев, снимите груз этого преступления, которое вы сделали! У вас ведь тоже есть остатки совести, она, может, вас гложет, а это вредно для здоровья! Отпустите нас по 13 копеек, не надо нам 15! Мы не дождемся их! Я пенсионер. Вы слышите, как я говорю - как будто мне сто лет, а на самом деле - меньше! Отпустите нас по 13 копеек - и вы будете свободны, и мы свободны".

"Да, конечно, мы сами виноваты. Кой черт послал меня на эти галеры? Мой инвестиционный консультант предупреждал меня - не связывайся с этим ВТБ. Справедливая цена ваших акций была 7 копеек, а вы их разместили за 13,6 копейки благодаря агитации. Вы воспользовались нашей неосведомленностью".

"Я не хочу терять свои последние деньги. Не хочу быть лохом!"

"За четыре года стоимость акций уменьшилась на 40%. Каждый год цена падает на 10%. Как это сказать? Ура, вперед, да здравствует?! Это - хуже быть не может! Это слова Леонида Утесова: "Все хорошо, прекрасная маркиза, но сгорела конюшня, лошадь пала".

Топ-менеджеры стоически выдерживали нападки миноритариев, а глава банка Андрей Костин даже солидаризовался с ними при помощи фразы, получившей широкую известность: "Я тоже купил акции, я такой же лох". Единственным выходом из ситуации является повышение прибыльности банка, констатировал он.

В марте 2009 года тогдашний финдиректор банка Николай Цехомский сообщал, что возможность ограниченного выкупа акций ВТБ все же обсуждается. Спустя месяц А.Костин сказал, что ВТБ хочет компенсировать частным инвесторам падение котировок, однако пока не придумал, как это сделать. "Эта концепция довольно сложно приживается. Считается, что акция - это рискованное вложение, и весь риск лежит на приобретателе акций, а задача компании - информировать акционера о ситуации в компании, предоставлять достоверную отчетность", - говорил глава банка, подчеркивая при этом, что "ситуация уникальная, и здесь, я считаю, нужно принимать уникальные решения".

Вопрос осложнялся тем, что ВТБ - не единственная "народная" бумага, акции среди частных лиц размещали в эпоху бурного роста российского фондового рынка также "Роснефть" и Сбербанк. На это обстоятельство обращали внимание и чиновники, комментировавшие вопрос о buyback - так, помощник президента Аркадий Дворкович говорил, что решение должно быть "комплексным". Найти единый рецепт для трех "голубых фишек" такого масштаба - это уже из области фантастики.

К концу 2011 года ситуация практически не изменилась. Костин вновь заявил, что выкуп акций банка у миноритариев по цене размещения был бы целесообразным, однако юридическая схема для такой операции не найдена.

"Что касается выкупа акций у российских граждан по цене размещения в 2007 году, то мое личное мнение, что это было бы целесообразно сделать с учетом особой кризисной ситуации. К сожалению, нам пока не удалось согласовать юридически приемлемую схему для такого рода выкупа", - сказал глава ВТБ в начале декабря в рамках "прямой линии" с интернет-пользователями. С тех пор миновало чуть меньше двух месяцев.

…и три дня глубокой проработки

То, чего на протяжении нескольких лет не могли добиться простые российские миноритарии, выпускница Оксфорда, топ-менеджер одной из крупнейших инвестиционных групп в мире, сделала за считанные минуты.

Надя Уэллс, вице-президент Capital Group, специалист по инвестициям в российский рынок, решилась на конференции Сбербанка и "Тройки" поговорить с премьером об их главном конкуренте - ВТБ. На хорошем для иностранца русском, лишь изредка поглядывая в бумажку, Надя Уэллс задала Владимиру Путину такой вопрос: "В свое время все активно поддержали так называемое народное IPO банка ВТБ. Акционерами этого банка стали более 100 тыс. человек. Под влиянием мирового финансового кризиса стоимость акций сильно упала, несмотря на то, что показатели деятельности ВТБ улучшаются. Считаете ли вы возможным в условиях этого глобального кризиса принять меры по защите экономических интересов этих миноритарных инвесторов, и насколько это важно для процесса будущего приватизации в России?"

По сути - мало чем отличается от призывов сердитых миноритариев на собраниях ВТБ, разве что по форме в разы дипломатичнее. И, тем не менее, эти простые слова нашли у премьера отклик.

Сначала, впрочем, казалось, что посланец Capital Group получит более или менее стандартный в таких случаях ответ - начал премьер с перспектив роста капитализации ВТБ.

"Лучшим способом защиты инвесторов, миноритарных акционеров является укрепление российской экономики и повышение капитализации тех учреждений, в которые вы вложили свои средства. Как вы совершенно справедливо заметили, результаты деятельности ВТБ улучшаются. (…) Я в целом хочу сказать, что если вы нашли когда-то свободные средства и они несколько упали в цене, эти ценные бумаги (в связи, как вы сами это правильно сказали, с мировым экономическим кризисом, к сожалению), - это объективная составляющая этого процесса, на который российские власти почти не имеют никакого влияния", - сказал премьер.

"Я бы лично не стал спешить с тем, чтобы избавляться от этих активов, потому что, имея в виду положительные тенденции в том же ВТБ, есть все шансы полагать, что они прирастут в цене и вы получите прибыль", - эта фраза уже напоминала категорическое "нет".

И тут вектор резко поменялся. "Но если вы считаете, что по каким-то соображениям вам лучше выйти из этих активов, то мы можем сделать таким образом: я могу поручить руководству банка проработать вопрос об обратном выкупе этих акций у миноритарных акционеров, с тем чтобы вы не понесли никаких убытков. Да, это вообще серьезная вещь, я хочу, чтобы не только Надя, но и граждане Российской Федерации, которые приобрели эти активы - а это актив, в котором контрольный пакет принадлежит правительству, - чтобы граждане знали, что мы будем делать все для того, чтобы убытков у них не было", - сказал премьер.

"Но если вы считаете, что по каким-то соображениям вам лучше без убытков выйти из этих активов, то мы можем сделать так…", - услышать из уст государственного лидера такую фразу в эти волатильные годы мечтает, наверное, любой портфельный управляющий. Но вряд ли слышит. Да и для Нади Уэллс она, скорее всего, имеет лишь символическое значение - даже если предположить, что вице-президент Capital участвовала в народном IPO ВТБ, убытки от падения котировок вряд ли серьезно ударили по ее личному бюджету. Более того, и для Capital Group тут возможна только очень опосредованная выгода - ее фонды держат большую позицию как раз в Сбербанке, а не в ВТБ. Однако миноритариям ВТБ, скорее всего, все равно, кто и зачем задавал вопрос про "защиту экономических интересов", натолкнувший премьера на мысль о выкупе.

"Мы готовы будем для этого выделить даже необходимые ресурсы", - сделал еще одно неожиданное заявление премьер. Затем он обратился к главе ВТБ, который весьма кстати оказался среди участников "конкурентного" форума. "Андрей Леонидович, сколько примерно это потребует денег?", - поинтересовался премьер.

"Объем небольшой, поэтому если вы дадите мне для глубокой проработки три дня, я в понедельник доложу все варианты, которые возможны по этому вопросу", - пообещал Костин. Премьер задал уточняющий вопрос - "ну примерно сколько стоит?", и получил вполне конкретный ответ. "Для того чтобы выкупить, скажем, полностью 100-110 тыс. акционеров, нам потребуется порядка 15-18 млрд рублей, где-то так".

Если исходить из того, что бумаги будут выкупаться по цене размещения - 13,6 копейки, названной главой ВТБ суммы хватит на приобретение 1,05-1,25% акций. Учитывая приведенное Костиным количество подлежащих выкупу миноритариев, средний размер инвестиций "физиков" ВТБ оценивает примерно в 150-160 тыс. рублей (минимальный объем вложений составлял 30 тыс. рублей). Так что Capital сотоварищи могут не беспокоиться.

Такие дорогие избиратели

Рынок отреагировал на слова Путина позитивно - рост акций ВТБ доходил до 4,5%. Однако затем произошла коррекция и на закрытие сессии цена за акцию госбанка составила 7,26 копейки (+1,2%).

Реакцию незаинтересованных аналитиков знаком "плюс" обозначить никак нельзя.

Выкуп акций у "народных" акционеров ВТБ - предвыборный шаг, отягченный рисками для самого банка, рынка в целом, а также возможной несправедливостью в отношении части миноритариев, полагают опрошенные агентством "Интерфакс-АФИ" эксперты.

Финансовый омбудсмен Павел Медведев был удивлен заявлением премьер-министра и видит ряд рисков при реализации такой операции.

"Я поражен. (…) Я, конечно, рад за тех, чьи акции могут быть выкуплены, но несколько насторожен, что этой ситуацией воспользуются спекулянты. Кроме того, часть людей будет возражать против этого, так как такой выкуп будет осуществляться за их счет", - отметил он.

По словам омбудсмена, "это дополнительный риск, нагрузка на рынок, на моральную сторону рынка".

Кроме того, заметил П.Медведев, "будет скандал со стороны людей, которые продали эти бумаги". "Акции ВТБ вскоре после IPO опустились (ниже цены размещения - ИФ) и потом поднимались, и отчаявшиеся люди на локальном подъеме продали, чтобы хоть что-то получить, и они будут очень возмущены. И Путин должен это учитывать", - считает он.

Также омбудсмен обратил внимание, что для реализации такой операции потребуется "создать сложную систему, чтобы не выкупить у тех, кто купил акции по низкой цене".

В целом он заметил, что сама логика выборочной поддержки государством части граждан "абсолютно безнадежная". "Как только начинается защита государством части граждан, получается провал в логике, появляются вопросы, почему именно этой части, а как же другие, из каких ресурсов?", - считает Медведев.

Не понравилась идея и председателю набсовета, основному владельцу ГК "Алор" Анатолию Гавриленко.

"Предложение Путина выкупить обратно акции ВТБ мне категорически не нравится. Во-первых, это исправление промахов и ошибок конкретных государственных чиновников и инвестиционных консультантов за наш с вами государственный счет. Во-вторых, это усиление патерналистских надежд и ожиданий населения на финансовом рынке, что отбрасывает развитие нашего рынка назад. В-третьих, это создание опасного прецедента в истории IPO и осложнение дальнейшего развития рынка капитала в России. И, в-четвертых, на мой взгляд, это чистой воды предвыборный популизм на базе элементарной финансовой безграмотности", - написал он на своем персональном сайте.

"Я и раньше говорил, что хуже проведения такого "народного" IPO может быть только обратный выкуп акций. Они сейчас ровно по этому пути и пошли", - сказал А.Гавриленко агентству "Интерфакс-АФИ".

"Создается прецедент", - подчеркнул он, отметив, что, имея такой прецедент, к государству будут обращаться инвесторы, сделавшие любые неудачные вложения средств. "А что государство скажет? "Путин сказал, что ВТБ - надо, а вам - не надо"? Об этом, что ли, разговор?", - недоумевает Гавриленко.

Председатель правления банка "Открытие" Евгений Данкевич считает предложение премьер-министра хорошим предвыборным ходом.

"Buyback в целом нормальная практика, если она обусловлена экономически. В данном случае, когда банки стоят дешево, это, возможно, правильный ход. С другой стороны, понятно, что это и хороший предвыборный ход", - сказал он агентству "Интерфакс-АФИ".

В том, что поручение Владимира Путина - "политическая игра", уверен аналитик по банковскому сектору компании "Уралсиб Кэпитал" Леонид Слипченко.

"Во-первых, очевидно, что это чисто политическая игра, часть перфоманса со стороны премьер-министра перед выборами. Во-вторых, удивил быстрый подсчет Костиным примерного объема затрат на выкуп. Значит, этот вопрос уже, скорее всего, прорабатывался. В-третьих, деньги на выкуп будет тратить не сам ВТБ, а страна, то есть это воля не банка, а премьер-министра", - сказал он "Интерфаксу".

Аналитик полагает, что такие решения привносят политический риск в профиль банка. "ВТБ уже и так давно предстает не чисто коммерческим банком, которым он себя пытается позиционировать. Для инвестора такие решения - это дополнительные риски, дополнительная неопределенность", - сказал он, напомнив, что аналогичная ситуация была, когда ВТБ купил 5% акций EADS "по чисто политическому решению".

"Уж не знаю, чему так обрадовался рынок. Если выкуп действительно будет по цене IPO, то, скорее всего, он будет распространяться только на российских акционеров, которые купили акции на IPO и до сих пор ими владеют, а это гораздо меньше обозначенного Костиным количества акционеров в 110 тыс.", - заметил он.

Аналитик по банковскому сектору одного из крупных западных инвестфондов, покупающих акции российских компаний и банков, также считает заявление премьера предвыборным шагом.

"Я ждал, что Путин "пропиарится" на этом, потому что несколько десятков тысяч простых людей в России купили акции ВТБ, все недовольны, многие продали их, зафиксировав убыток в 50%, пожалели и никогда не вернутся на фондовый рынок. И здесь Путин пытается заработать себе аудиторию. Люди ассоциируют его с тем, что он ответственен за это IPO", - сказал он "Интерфаксу".

"ВТБ, конечно, стоило бы объявить выкуп, причем с премией, сделать так, чтобы люди хотя бы потеряли не 50%, а меньше. (…) Люди, которые купили акции ВТБ очень дорого перед кризисом, просто "попали", и им вообще не дали возможности продать акции. Вопрос, конечно, какого размера будет программа", - считает он.

Однозначно положительная сторона этой истории - текущая цена акций Сбербанка и "Роснефти" (чуть выше и практически на уровне "народных" IPO, соответственно). Их владельцам пока вроде бы незачем следовать примеру Нади Уэллс и задавать вопросы премьеру. Впрочем, если посчитать накопленную за эти годы инфляцию и недополученный доход… Попытка - не пытка, особенно с учетом особенностей политического цикла.

Новости