Второе дыхание

Большинству тех, кто знает Бальтазара Кормакура, его новый фильм "Контрабанда" покажется очень уж неожиданным. Такой крепкий экшн-триллер с Марком Уолбергом в главной роли. Море саспенса, берега насилия и несколько акул, которые преследуют жертв по запаху крови

Москва. 15 января. INTERFAX.RU – Бальтазар Кормакур уже много лет считается одной из главных фигур исландского кино, причем известен он и далеко за пределами родины. Сначала он сыграл в двух фильмах Фридрика Тора Фридрикссона – режиссера модного и успешного. Его "Ангелы вселенной" получили "Оскар" за "Лучший иностранный фильм". В фильме одну из ролей сыграл как раз Кормакур, таким образом "засветившись" сразу на международном уровне. "Ангелы" вышли в 2000 году, но в том же году Кормакур снял свой дебют "101 Рейкьявик", который немедленно стал хитом. Это такая молодежная бунтарская история со звездой Альмодовара Викторией Абриль в одной из главных ролей. Настоящее исландское кино с безумно красивыми пейзажами (главный герой эффектно ложится в снег в своем тоненьком свитерке, потому что его все достало), парадоксальным поведением персонажей и островным лиризмом. Успех фильма оказался настолько сильным ("101 Рейкьявик" даже в Москве вышел), что Кормакур продолжил снимать фильмы в этом настроении и закреплять свое мастерство. Самый его шедевральный фильм на сегодня – "Свадьба белой ночью". При этом он не оставил актерское ремесло, да еще и вплотную занялся продюсированием.

В общем, видно, что парень очень честолюбив и знает, что достигнутым он не ограничится. Уже не первый год он присматривается к Штатам. С США у исландцев вообще странные отношения, но Кормакур здесь выбрал тесное сотрудничество, а не неприязнь к оккупантам, как многие его соотечественники. В копродукции с США Кормакур снял пару малобюджетных триллеров, каждый из которых выделяется только тем, что там играют неплохие актеры (не звезды, но такие, типа Фореста Уитакера). Ясно, что целью этой работы было не создать суперфильм, но закрепиться в американском кинобизнесе, разузнать особенности, научиться работать с актерами, понять ожидания зрителей. И ждать шанса.

Шанс подвернулся совсем недавно. Кормакур снялся в фильме своего исландского коллеги "Рейкьявик – Амстердам", который неожиданно "выстрелил". Исландия даже выдвинула его на "Оскар", хотя в номинанты он не попал. Можно заметить с ехидцей, что это еще ни о чем не говорит, потому что в Исландии вообще снимается не так много фильмов, а что такое выдвижение на "Оскар", у нас в России уже всем ясно. Как бы то ни было, фильм показался интересным английским продюсерам, которые решили адаптировать его к англоязычному рынку. Иначе говоря, переснять, и, пользуясь модой на скандинавское кино, чуть-чуть заработать. Этим шансом и воспользовался Кормакур. В оригинальном фильме он выступал в качестве главного актера и продюсера – здесь стал продюсером и режиссером. На роль протагониста пригласил, естественно, звезду – Марка Уолберга. На остальные роли набрал известных актеров вроде Кейт Бейсингейл из "Другого мира" и Диего Луна ("И твою маму тоже", "Фрида", "Грязные танцы 2"). Оператором взял человека, который снимал "Ветер, который качает вереск" и "Повелитель бури". И с этой командой создал свой самый высокобюджетный проект за сорок с лишним миллионом долларов и участием Universal Pictures.

Кормакур в этом фильме здорово постарался. Сюжет о том, что "завязавший" преступник вынужден взяться за "последнее дело", которое обязательно пойдет не так, избитый до невыносимости. Но Кормакур понимает, насколько сейчас велики для него ставки, поэтому из заезженной истории он сделал очень сильный триллер, где много неожиданных поворотов, лжи, предательства, насилия и прочих безумств. Это не исландское кино, сразу хочу предупредить всех. Чтобы подчеркнуть это, действие даже было перенесено в США. Это крутой фильм не для слабонервных. Не шедевр, но, что называется, "крепко сбитый", ничем не уступающий лучшим образцам представляемого им жанра. Но хочется все же, чтобы Кормакур не оставлял "исландское" бунтарское кино, которое принесло ему имя и которое все равно получается у него чуть тоньше и проникновеннее, чем разговор с иностранцами на их языке.

Обозреватель Сергей Зданович

Новости