IPO состоится в любую погоду

2011 год принес много разочарований как инвесторам, так и компаниям, решившимся на размещение своих акций. Но ни горький прошлогодний опыт, ни мрачные прогнозы не способны удержать компании от выхода на биржу

Фото: Reuters

Нью-Йорк. 13 января. FINMARKET.RU - Наиболее ожидаемым событием 2012 года на рынке IPO будет размещение Facebook, которое обещает стать самым крупным IPO интернет-компании в истории. Плохая ситуация на рынках не сможет остановить ни продавца, ни потенциальных покупателей. Обязательно состоятся и многие другие IPO - компании, особенно высокотехнологичные, не могут ждать более благоприятной конъюнктуры.

Продавая 10%, Facebook может рассчитывать на $10 млрд (исходя из оценки компании примерно в $100 млрд). Это чуть более половины текущей рыночной капитализации Google, больше, чем PepsiCo, ConocoPhillips или Citigroup. По такой цене размещение Facebook может стать шестым за историю США.

Помимо Facebook, к IPO в интернет-секторе готовятся еще как минимум 14 компаний, а общая сумма сделок, по оценкам Bloomberg, превысит $11 млрд, что станет самым высоким показателем с 1999 г. Тогда интернет-компании привлекли $18,5 млрд, затем пузырь доткомов лопнул.

IPO планирует облачный сервис Dropbox, позволяющий пользователям размещать файлы на удалённых серверах. Dropbox была основана в 2007 году, это типичный для Кремниевой долины стартап. В 2009 году ее безуспешно пытался выкупить Стив Джобс. Основатель отказался , и Apple создала собственную вариацию облачного хранилища - iCloud. А лидер по количеству пользователей Dropbox, оцениваемый в $4 млрд (какая доля акций будет продана, пока неизвестно), уверенно движется к IPO.

Еще одно интересное размещение готовит музыкальный сервис Spotify. Это молодая компания, предлагающая пользователям скачать специальную программу для прослушивания музыки онлайн. Крупнейшим инвестором Spotify в 2011 году стал DST Global, фонд Юрия Мильнера и Алишера Усманова, вложивший в сервис более $50 млн. Общая оценка компании в этой сделке составила около $1 млрд - почти в 4 раза больше, чем в 2010 году.

Американцы возлагают большие надежды на IPO производителя электрокаров Fisker Automotive. Сейчас компанию оценивают в $2,2 млрд. Интерес к электрокарам сильно зависит от цен на нефть. При прогнозируемой цене $100 за баррель Fisker Automotive может без труда повторить успех Tesla Motors - конкурента, который вышел на рынок в 2010 году.

В 2012 году на рынок планирует выйти крупнейшая в США компания по кредитованию автомобильного сектора Ally Financial. До кризиса она была одним из подразделений General Motors и называлась GMAC. Как и многие финансовые компании, до кризиса Ally вышла за пределы своей первоначальной деятельности и принимала участие в жилищной ипотеке. В 2008 году она вынуждена была прибегнуть к федеральной помощи. Сейчас 74% акций Ally Financial принадлежат правительству США. Проведение IPO позволит правительству продать часть своего пакета и привлечь $6 млрд.

К IPO также готовятся одна из ведущих компаний в области управления прямыми инвестициями, Carlyle Group. Собираются размещать акции крупный веб-сервис онлайн-бронирования отелей и перелетов Kayak Software и онлайн-сервис Yelp, предназначенный для поиска услуг на местном рынке, - например, ресторанов или парикмахерских, с возможностью добавлять и просматривать рейтинги и обзоры этих услуг.

Перспективы компаний, готовящих IPO в 2012 году, становятся яснее, если вспомнить, как проходили размещения в 2011-м. Начало года давало надежду на постепенное восстановление мировой экономики. Поэтому в первые несколько месяцев рынок ценных бумаг довольно быстро разогревался. Этому способствовали удачные размещения, проведенные инвестиционным фондам, ждавшим благоприятной конъюнктуры для выхода на рынок несколько лет.

Такое начало года давало повод для оптимизма: вторая половина года традиционно считается более сильной. Но 2011 год оказался вне рамок этой традиции: более 75% сделок по первичному размещению были осуществлены до 1 августа.

Во второй половине года ситуация на рынках ухудшилась. S&P снизило кредитный рейтинг США, усугубились проблемы с госдолгами стран еврозоны - и дверь на биржу захлопнулась.

Компании Groupon и Zynga, которые решили бросить вызов сложившейся ситуации, привлекли меньше средств, чем планировали. Если бы конъюнктура рынка не изменилась так резко, на мировом рынке IPO, вполне вероятно, продолжалось бы восстановление, начавшееся в конце 2009 года. Вместо этого глобальный рынок IPO рухнул почти до кризисных показателей.

Всего за 2011 год было произведено 334 IPO - на 30% меньше, чем в 2010 году. Но, учитывая проблемы в США и еврозоне, даже привлеченные $134,5 млрд (см. график) - немаленькая величина.

Мировой рынок IPO

Если ситуация в экономике и на рынках не улучшится, готовящиеся к IPO компании в 2012 году будут весьма осторожны. По даннымконсалтинговой компании Ipreo, сейчас в стадии подготовки больше размещений, чем год назад. Но увеличилось количество мелких размещений. Это компании, нуждающиеся в деньгах, которые не могут ждать выгодных условий для выхода на биржу. Гиганты, у которых денег хватает, попробуют переждать спад, чтобы привлечь больше денег потом.

По мнению аналитика Renaissance Capital Пола Барда, даже самые безрадостные макропрогнозы не повлияют на IPO таких гигантов, как Facebook. Компания сможет выйти на рынок при любой конъюнктуре.

"Важнейшим фактором для восстановления рынка IPO будет быстрый выход из европейского долгого кризиса, который, вероятно, окажет стабилизирующее воздействие на мировые рынки капитала и укрепит доверие инвесторов", - считает эксперт Ernst & Young Мария Пинелли.

Новости