Эрмитаж объявил войну шоу-бизнесу
Специалисты утверждают, что массовые гуляния и концерты на Дворцовой площади приводят к досрочному старению и разрушению шедевров знаменитого музея
Москва. 18 июля. INTERFAX.RU - Руководство Государственного музея "Эрмитаж" провело исследование, определяющее влияние громкой музыки от проводимых на Дворцовой площади концертов, на состояние музейных экспонатов. К проверке подошли основательно. В качестве экспертов музейные работники привлекли специалистов Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика Грабаря и сотрудников специализированного предприятия "Электроприбор". Время для эксперимента подобрали тоже особенно. Уровень акустического воздействия на экспонаты замерили до и во время проведения на Дворцовой площади концерта группы Rolling Stones 28 июля 2007 года.
"Измерения показали, что средний уровень звука составил 88 дБ. При средней продолжительности концерта - два часа и среднем количестве концертов - десять в год, расчетное значение акустического воздействия на экспонаты составит за десять лет 200 часов", - поделились с Интерфаксом результатами исследования в пресс-службе музея.
Сотрудники Эрмитажа объяснили, что хуже всего громкий звук воздействует на картины. По их словам, физико-механические колебания холстов, наряду с комбинированным действием кислорода, света и колебаний влажности, способствуют ускоренному проникновению водяных паров с загрязнителями в структуру холстов. Из-за этого процесс старения картин сильно ускоряется. "Несимметричное распределение влажности при действии акустического поля высокой частоты, способствующего сушке, может вызвать образование или множественное увеличение кракелюра, отслоение и осыпи красочных слоев картин", - говорят специалисты Эрмитажа.
Результаты исследования оказались неутешительными. Оказалось, даже при минимальных оценках проведение десяти концертов в год старит каждую картину в Эрмитаже картину дополнительно еще на один год. Эксперты, признались, что это не финальные результаты и пообещали продолжить исследовать влияние акустического воздействия на экспонаты, а также собираются начать целую программу изучения и оценки вибрации на экспонаты и само здание музея.
"Дворцовая площадь постоянно становится местом проведения самых различных массовых городских мероприятий - разнообразных концертов, спортивных программ, праздничных гуляний. При их проведении используются акустические системы большой мощности, что приводит к вибрации стекол в окнах и витринах музея, а также к воздействию звукового давления на произведения искусства", - объясняют свой интерес к акустике музейные рабочие.
Между тем, специалисты в области подготовки проведения масштабных шоу уверены в безопасности своей работы. По их словам, существует огромное количество современной аппаратуры, позволяющей нивелировать любой, даже гипотетически возможный, вред для зданий и музейных ценностей.
"Существует специальная аппаратура для задержки звука. Она располагается по периметру площади, где проводится концерт, и дает возможность создать хорошую акустику и качественный звук, без использования огромного количества мощных колонок. Грубо говоря, эта аппаратура помогает размыть звук, не влияя на его качество. В результате, качество звука получается отменным, а организаторам не приходится ставить вокруг сцены огромное количество мощных динамиков, способных пробить звуком пространство по периметру всей площадки. Давления звуком не происходит. Когда мы делали концерт Роджера Вотерса на Дворцовой площади, башен с такой аппаратурой было аж 8 штук. В результате, звук был отличным, а ущерба ноль", - рассказал "Интерфаксу" президент крупнейшей российской компании по работе со сценическим оборудованием JSA Александ Стрижак.
По словам Стрижака, проблемы с музейными экспонатами или целостностью зданий возникают только у непрофессиональных компаний. В частности, для любой концертной площади существуют свои нормативы по звуку, и профессионал их никогда не нарушит.
"Кроме того, виновниками негативного влияния на музейные ценности при таких концертах чаще всего бывают сами заказчики их проведения. Они экономят деньги на установке аппаратуры по задержке звука. Хотя стоит это в общих масштабах вполне приемлемо. Так от общего бюджета такого концерта установка подобного оборудования будет стоить от 0,5 до 1%, а от стоимости именно технического оборудования не более 10%", - заверил Александр Стрижак.
Надо признать, что руководство Эрмитажа не одиноко в своем желании запретить массовые концерты на Дворцовой площади. В Москве против проведения таких шоу на красной площади и Васильевском спуске активно выступают реставраторы и работники музея Кремля. В 2006 г. на Васильевском спуске был отменен концерт Эрика Клэптона. Тогда глава комиссии по реставрации собора Василия Блаженного на Красной площади Андрей Баталов предупреждал о негативном воздействии музыкальных концертов, проводящихся у храма, на его архитектурное состояние. Реставратор даже приводил пример, что по результатам замеров звука, во время последнего концерта у храма норма громкости была превышена в 100 раз. "Если это будет происходить каждый год - а звук будет только усиливаться, поскольку технологии развиваются, - в какой-то момент что-то произойдет. Что - мы пока не знаем", - заявил тогда Андрей Баталов.
"Все эти разговоры появляются вследствие интересов каких-то определенных лиц или кругов. Если следить за нормативами по звуку и привлекать на работу в таких местах исключительно профессионалов, то и проблем никаких не будет", - заверил "Интерфакс" президент компании JSA Александр Стрижак.