Здравствуй, Сахаров

Митинг за честные выборы на проспекте академика Сахарова, десятки тысяч собравшихся, старые и новые лозунги, новая резолюция - репортаж корреспондентов interfax.ru

Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 24 декабря. INTERFAX.RU – Последние выходные перед новогодними праздниками москвичи или вовсю готовятся к Новому году, или и вовсе уезжают из города. Это было одним из аргументов тех, кто говорил, что митинг за честные выборы на проспекте Сахарова не соберет большое количество участников. Были и другие против, которые озвучивались в Сети и не только: скандал вокруг телефонных разговоров Немцова, общий спад энтузиазма протестующих и т.д. Однако прогнозы скептиков не оправдались. Люди начали стягиваться к отведенному месту митинга задолго до заявленного начала мероприятия. Группки с белыми лентами и шарами (символы стихийно родившегося 10 декабря движения) собирались в сквере у Красных ворот, шли вниз по Каланчевской, сотрудники полиции подробно и внятно объясняли собравшимся, как именно добраться до входа на территорию митинга.

Как и в прошлый раз на Болотную площадь, на проспект Сахарова пришли самые разные люди – возраста, социального положения, политических убеждений. Очень пожилые, почти дети ("Мне нравится, когда на митинге рэп включают", - радовалась рядом с нашим корреспондентом уже в ходе митинга девочка лет 13-14), студенты, 30-летние клерки, люди среднего возраста. Все они к двум часам дня наводнили проспект академика Сахарова и продолжали прибывать. В какой-то момент полиция даже временно ограничила вход, успокоив, правда, людей, что скоро всех снова начнут пускать без ограничений. Так и случилось.

На площади, отведенной под митинг, играла музыка, летели в небо белые и оранжевые шары.

Шли политические колонны – "Солидарность", "Яблоко", "ПАРНАС", коммунисты, анархисты, националисты, представители гомосексуальных сообществ и многие другие. Однако большая часть очевидно шла вне политических колонн. Десятки людей пришли с самодельными плакатами, ироничными, язвительными, как бы подчеркивая, что они идут не за конкретными политиками и их лозунгами, а с собственными требованиями и недовольством. "Хомяк расправил плечи", "Чур меня", "Презики бывают только одноразовыми", "Бандерлоги умеют говорить" (прямая линия премьер-министра подхлестнула креативный потенциал – презервативы и бандерлоги были обыграны в десятках слоганов), "Мне не платит Госдеп" – если попытаться собрать все лозунги и слоганы, с которыми люди пришли на проспект Сахарова, будут не десятки, а сотни.

Такими же разнородными оказались и те, кто выступал со сцены. Ни разу в истории российских митингов последнего времени на одной сцене не появлялись Артемий Троицкий, Михаил Касьянов, Алексей Навальный, Илья Яшин, Илья Пономарев, Владимир Тор, Ксения Собчак, Алексей Кудрин, Евгения Чирикова, Григорий Явлинский, Владимир Рыжков и даже Михаил Сергеевич Горбачев (он не смог приехать из-за самочувствия, но от него передали приветственные слова всем собравшимся) и Владимир Познер (в видеотрансляции).

Общим и у выступавших, и у собравшихся было все то же требование, которое было и на Болотной площади – честные выборы. Когда со сцены спросили, кто из собравшихся был на Болотной, поднялся лес рук, за которым не было видно тех, кто руки не поднял. Объединяющий лозунг сработал второй раз.

Сохранилась отчасти и атмосфера – "здравствуйте, пожалуйста, извините". Были, конечно, и диссонирующие группы, однако их было слишком мало, чтобы повлиять на общее впечатление. В середине митинга те, у кого были с собой термосы, предлагали мерзнущим рядом чай. "Вы будете? Извините, у меня только зеленый", - говорит женщина. Чай, кофе и баранки предлагали пришедшим организаторы.

Еще одно проявление общего и частного проявилось в реакции публики на выступления: от аплодисментов до свиста. Тепло встречали собравшиеся Троицкого, Дмитрия Быкова, транслировавшееся обращение Леонида Парфенова, Василия Уткина, разумеется, собрал свои лавры вышедший из спецприемника Алексей Навальный. Изрядно посвистела публика на выступлении Ксении Собчак, которую, впрочем, это не смутило, она продолжила говорить и вскоре свист стих. Без энтузиазма встретили Владимира Тора и Алексея Кудрина (хотя, казалось бы, появление последнего было более чем желанно либеральной частью общества).

Расходиться люди начали около трех часов – многие совсем замерзли. Однако к моменту оглашения резолюции митинга площадь была по-прежнему более чем заполнена. К пяти пунктам Болотной (освобождение политзаключенных, пересмотр итогов выборов, отставка Чурова и расследования его деятельности, наказание виновных, регистрация всех оппозиционных партий, принятие демократического законодательства не позднее конца февраля 2012 года, проведение новых выборов) добавили еще два - создание объединения избирателей для контроля над ходом выборов и "не отдать Владимиру Путину голоса на выборах президента 4 марта 2012 года". И, уже вне резолюции, было заявлено: "Мы придем еще". Толпа откликнулась – "да".

Уже в 17:30, то есть за полчаса до официального окончания митинга, почти все пришедшие на акцию покинули проспекта Сахарова. Оставшиеся группы людей продолжали спорить на политические темы, фотографировались на фоне сцены на память, подходили за чаем. Из динамиков пел Виктор Цой, Юрий Шевчук, Егор Летов.

Между тем, пока люди расходились, несколько женщин и мужчин с белыми лентами на одежде и сумках (все теми же символами митинга) вышли и начали собирать в полиэтиленовые пакеты мусор – стаканчики, окурки, листовки.

Полная хроника митинга на проспекте академика Сахарова

Новости