Удачное название
Малобюджетный фильм "Без названия" рассказывает о том, как устроен мир галерей современного искусства с помощью общеизвестных фактов и игры неплохих актеров
Москва. 23 декабря. INTERFAX.RU - Эдриан (Адам Голдберг) по вечерам работает в ресторане, исполняя для посетителей на рояле популярную классику, а днем переворачивает нотные страницы для солистки оркестра. В свободное же от работы время он пишет и исполняет собственную музыку, которой ближе всего подходит определение "экспериментальный шум". На концерты Эдриана приходит обычно несколько человек, половина из которых это его родители и брат (Иайон Бэйли), хорошо продаваемый абстрактный художник, работы которого украшают в основном отели и офисы, но не музеи и галереи. На одно из выступлений он приводит галеристку, занимающуюся его продажами. Молодая девушка любит непонятых творцов и она решает помочь Эдриану, подарив тому пропуск в мир современного искусства. Мир непонятных, дорогих и на первый взгляд абсолютно бессмысленных произведений и их авторов, а также коллекционеров и галеристов заставляет молодого композитора пересмотреть свои взгляды на жизнь и на свое собственное творчество.
Название фильма американского режиссера Джонатана Паркера "Без названия" копирует распространенную в искусстве практику не ограничивать восприятие работы рамками слов в подписи к произведению. Персонажи фильма Паркера как раз из разряда тех, кто вообще не любит никаких рамок - главный герой Эдриан сочиняет хаотичные наборы звуков, издаваемые массой предметов, от кожаной юбки владелицы галереи Мадлен (Мэрли Шэлтон) до железного ведра, наполненного осколками стекла; художник Рэй Барко (Винни Джонс) делает замысловатые инсталляции из чучел многочисленных животных, а его коллега Монро (Птолемай Слокам) использует для этого обычные канцелярские кнопки. Каждый из них считает себя наиболее глубокочувствующим творцом и с презрением относится к упрекам в бессмысленности их творчества.
Джонатан Паркер с достаточной степенью обобщения критикует мир современного искусства, сравнивая его с доступной галеристкой, с которой в то же время непросто снять в ответственный момент все ее сложно застегнутые кожаные одежды. Режиссер на примере двух братьев, один из которых производит коммерческое искусство, пригодное лишь для оформления холлов гостиниц, а другой, наоборот, сочиняет сложные для восприятия музыкальные композиции, пытается показать, как устроен этот бизнес. Простые истины о том, что многие художники сегодня ничего не делают сами, а лишь производят идеи, что коллекционеры вообще ничего не понимают в искусстве, а лишь вкладывают деньги в наиболее ликвидных авторов не особенно помогают Паркеру сделать свой фильм более захватывающим. Но винить его в этом сложно - тему, которую он выбрал для своего сюжета, раскрыть сложнее, чем кажется на первый взгляд.
Тем не менее, у режиссера вполне получилось передать атмосферу нью-йоркского района галерей Челси и характеры людей, которые его населяют. Этот микроклимат, наличие которого необходимо для малобюджетных фильмов про Нью-Йорк, и неплохие актеры, включая исполнителя главного героя Адама Голдберга, крайне удачно сыгравшего вечно насупившегося невротика, делают "Без названия" достойным похода в кино в холодный зимний вечер.
Обозреватель Артем Ушан