Советы Силуанову
Экономисты считают, что новый министр финансов должен сохранить наследие Алексея Кудрина, но многое - от структуры расходов до налоговой системы - ему нужно менять
Москва. 19 декабря. FINMARKET.RU - Новый министр финансов Антон Силуанов сразу после назначения сказал "Финмаркету", что он "строит только глобальные и долгосрочные планы" в новой должности. "Финмаркет" решил помочь министру: мы опросили экономистов и экспертов, что нужно сделать Минфину "глобального и долгосрочного", чтобы изменить ситуацию в экономике к лучшему.
Евгений Надоршин, главный экономист АФК "Система"
- Минфин в первую очередь должен заняться повышением эффективности бюджетных расходов: с моей точки зрения, сейчас уровень эффективности очень низкий. В этом вопросе уже многие годы нет практически никакого прогресса. В этом году, как и раньше, огромная часть расходов приходится на конец года, а существенная часть средств не использована. Сейчас в бюджет попадают многие расходы, которые, видимо, бюджетополучателям фактически не нужны, их в эффективном бюджете быть не должно.
- Многие лишние расходы попадают в бюджет в процессе его пересмотра. На стадии формирования бюджета ведутся дискуссии, обсуждается, какие расходы нужны в том числе с экономической зрения. Когда доходы бюджета оказываются выше ожиданий, его регулярно пересматривают, и тогда в него часто попадают ненужные расходы. Однако повышение эффективности расходов - самая тяжелая задача, решение которой в нынешних условиях может занять многие годы.
- Кроме того, Минфин должен сделать все, чтобы избежать повышения налогов. Это неблагоприятно скажется на и так невысоком экономическом росте. Повышая эффективность расходов, найти средств можно больше.
Евгений Ясин, научный руководитель Высшей школы экономик
- Лучший совет для Силуанова сейчас, и здесь я повторю тезис, уже высказанный бывшим министром финансов Алексеем Кудриным, нужно отбивать любые попытки лоббистов увеличить бюджетные расходы. Стране нужны сбалансированный бюджет и низкая инфляция. Кроме того, новому руководителю Минфина необходимо будет бороться за изменение структуры бюджета, "переброску" бюджетных денег с финансирования обороны и спецслужб на реальный сектор экономики, на так называемые "программы высокой культуры" - образование, здравоохранение, науку, - это одна из главных задач. Деньги должны быть, в первую очередь, направлены на модернизацию отраслей экономики, на внедрение высоких технологий.
- Еще одна цель, которую должно ставить и правительство в целом, и в том числе министерство финансов, - снижение инфляции до уровня, который считается приличным в мировой экономике, в нашем случае - 3-4% в год.
- Традиционные факторы, обеспечивавшие рост экономики прежде, больше не работают, нужны новые точки прорыва. Существенно снижение инфляции должно стать одной из них.
Наталья Зубаревич, директор региональных программ Института социальной политики
- Минфину просто необходимо реформировать систему межбюджетных отношений. Трансфертная политика должна стать, наконец, ясной и понятной для всех, очевидно, что без децентрализации сделать это уже невозможно.
- Задача Силуанова в данном случае - добиться хотя бы того, чтобы не менее половины субсидий на выравнивание бюджетной обеспеченности регионов распределялись по формуле. Сейчас таким образом распределяется только 27% субсидий, остальное - в ручном режиме. Ручное управление развращает регионы, как и, по понятным причинам, тех, кто эти субсидии распределяет.
- К сожалению, система устроена так, что в одиночку Минфин не вправе перекраивать межбюджетные отношения, часть полномочий отдана другим министерствам, и добровольно от них никто отказывать не будет. Но министр финансов должен в прямом смысле долбить вышестоящее руководство о необходимости изменений в этой сфере.
Антон Струченевский, старший экономист "Тройка Диалог"
- Наиболее оптимальной политикой Минфина при Силуанове в нынешней ситуации станет продолжение политики Кудрина: Минфин активно участвовал в обсуждении экономической стратегии, выступал в качестве независимого аналитического центра, не боялся спорить с министерством экономического развития.
- При Кудрине был сделан бюджет на три года, который предполагает рост расходов в следующем году, а затем темпы роста будут замедляться. Выполнение этого бюджета и станет приоритетной задачей для Силуанова.
- Продумана и стратегия наращивания госдолга: основным источником ликвидности на рынке становятся операции рефинансирования, но для участия в них банкам нужен надежный залог, которым и будут служить облигации Минфина.
- Налоговая политика должна оставаться консервативной, нельзя допускать серьезного изменения налогообложения: например, сейчас многие призывают отменить НДС и заменить его налогом с продаж - этого лучше не делать.
- Силуанову также необходимо сдерживать давление на Минфин в отношении роста расходов - уступки Кудрина в этой сфере во многом усугубили падение во время кризиса 2008 года.
Александр Галушка, президент "Деловой России"
- Я бы выделил 4 главных вызова, которые стоят перед новым министром финансов:
- Первое - это перегруженность налогами зарплат при недостаточном использовании возможностей повышения имущественных налогов, акцизов на алкоголь и табак, налогов в сфере добычи и использования природных ресурсов. Эту систему нужно настроить, чем скорее тем, лучше
- Второе - реформа системы межбюджетных отношений. Существующие правила финансирования регионов через дотации из федерального бюджета вырабатывают иждивенческие привычки на местах, дестимулируя регионы совершенствовать собственную налоговую базу.
- Третье - старая и новые системы налогообложения должны быть четко разделены. Нужно понимать, что это две принципиально разные сферы, которые должны управляться раздельно.
- Четвертое - оптимизация системы государственных расходов, повышение прозрачности и эффективности бюджетных трат. Прежде всего, это касается средств, проходящих через систему государственных закупок, где объемы коррупции превышают все возможные пределы.
Дмитрий Мирошниченко, Центр развития
- Регулирование банковского сектора - это задача ЦБ. Создание центрального депозитария [по модели, предложенной Минфином] - это, скорее, вопрос создания общей инфраструктуры финансового рынка.
- Предоставление ликвидности [банковской системе] через аукционы [по размещению средств бюджета на депозиты в банках] - временная задача, Минфин здесь играет несвойственную ему роль. Центробанк оказался не готов задействовать все инструменты для поддержки банков и занял выжидательную позицию, пытаясь показать, что все под контролем. Минфин, скорее, играл роль второй руки.
- Схемы предоставления ликвидности ограниченному количеству банков, используемые Минфином, приводят к искажению рынка. Пусть каждый занимается тем, что ему нужно делать: Центробанк - поддержанием ликвидности в банковской системе, а Минфин - исполнением бюджета.
- Тем более, неравномерное расходование бюджетных средств в течение года влияет на банковскую систему. В начале года из банковской системы уходят средства в бюджетную систему, а к концу года происходит массовое вливание средства на рынок. Если к концу года у Минфина не будет излишних средств в Казначействе, то ему не придется проводить аукционы [по размещению средств бюджета на депозитах в банках], которые дестабилизируют банковский сектор.