Ходорковского обещали помиловать дважды

Два кандидата в президенты в один день заявили о помиловании Михаила Ходорковского. Адвокат заключенного считает, что это показатель того, что эта проблема воспринимается в обществе правильно

Фото: Reuters

Москва. 15 декабря. INTERFAX.RU – Минувший четверг стал для бывшего главы нефтяной компании "ЮКОС" Михаила Ходорковского, осужденного в прошлом декабре, знаковым днем. После того как на некоторое время о нем перестали говорить СМИ и политические деятели, за исключением постоянных напоминаний как российских, так и зарубежных правозащитников о недопустимости содержания его под стражей, 15 декабря о судьбе Ходорковского заявили сразу двое кандидатов в президенты России. Нынешний премьер Владимир Путин и бизнесмен Михаил Прохоров высказались в одном ключе – они говорили о помиловании главы "ЮКОСа".

После ежегодной прямой линии "Разговор с Владимиром Путиным" премьер-министр заявил журналистам, что если станет президентом, то рассмотрит ходатайство о помиловании Михаила Ходорковского, в случае если тот его напишет. "Если он напишет это обращение, то я рассмотрю это ходатайство, но сначала нужно стать президентом", - сказал Путин. Однако он отметил, что по закону претендовать на помилование можно только в случае признания вины. "Закон такой, что находящийся в местах лишения свободы и осужденный приговором суда человек, должен написать ходатайство о помиловании и признать свою вину, чего Ходорковский до сих пор не сделал", - отметил глава правительства.

Таким образом, премьер прокомментировал предложение другого кандидата в президенты Михаила Прохорова освободить Ходорковского в случае победы на выборах. Путин при этом добавил, что и Прохоров должен будет руководствоваться такой же логикой. "Михаил Дмитриевич - человек порядочный, он работает эффективно. Кстати говоря, и меценат неплохой, не жадничает и реально помогает многим в сфере искусства, образования и, причем, не выпячивается, что приятно. По поводу того, чтобы освободить Ходорковского, это право президента, но и президент должен оставаться в рамках закона", - добавил Путин. "Рыбак рыбака видит издалека. Один олигарх освободит другого олигарха. Ничего здесь страшного нет", - отметил премьер.

Ранее в четверг Прохоров пообещал, что в случае, если его изберут президентом России, он обязательно Ходорковского помилует. "Первое решение, которое я приму, я помилую Ходорковского", - заявил глава компании "Онэксим" журналистам. Это заявление незамедлительно прокомментировала глава старейшей в РФ независимой правозащитной организации - Московской Хельсинской группы Людмила Алексеева. "Это укрепляет позиции Прохорова в глазах демократически либерально настроенных избирателей. И в моих глазах тоже", - сказала Алексеева "Интерфаксу" в четверг.

Адвокат заключенного Вадим Клювгант отметил высказывания двух потенциальных претендентов на президентский пост, сочтя их знаковыми. "Сам факт, что в течение одного дня два потенциальных кандидата президента говорят об этом, - показательный в том смысле, что эта проблема, связанная с судьбой Ходорковского, а значит, и Платона Лебедева, воспринимается в обществе и во власти правильно. Это не проблема только одного человека, она общественно значимая", - заявил адвокат Ходорковского "Интерфаксу". "Расправа, которая длится девятый год, - такой позор для страны и власти, что независимо от того, как зовут президента, и как его фамилия, если он не утратил честь и совесть, он просто обязан принять это решение в качестве первого шага к справедливости. Любой президент - для меня это абсолютно очевидный и бесспорный факт", - сказал адвокат.

При этом, Клювгант отметил, что процедура помилования не предусматривает обязательного обращения осужденного к президенту. "Конституция предусматривает как право любого осужденного просить смягчения наказания, так и исключительное суверенное право президента помиловать любого осужденного. И оно совершенно никак не обусловлено тем, захочет ли заключенный воспользоваться правом обратиться", - сказал адвокат. "Нет в Конституции ничего такого, что помилование распространяется только на каких-то определенных осужденных - обратившихся к президенту или признавших вину. Ничего этого нет, это все придумки либо от недопонимания, либо умышленные. Высказывание о том, что есть какие-то условия для президента любого, независимо от фамилии о том, что необходимо обращение, неконституционно", - отметил Клювгант.

Басманный суд Москвы 25 октября 2003 г. арестовал Ходорковского. С тех пор он находится под стражей. В мае 2005 года Ходорковский и бывший глава МФО "МЕНАТЕП" Платон Лебедев были приговорены к девяти годам лишения свободы по обвинению в мошенничестве и неуплате налогов. Позже Мосгорсуд снизил им наказание до восьми лет каждому.

О втором уголовном деле в отношении Ходорковского и Лебедева стало известно в 2005 г., когда завершался первый судебный процесс в Мещанском суде. Хамовнический суд Москвы приговорил Ходорковского и Лебедева к 14 годам лишения свободы за хищение нефти и легализацию выручки от ее продажи. 24 мая 2011 года Мосгорсуд снизил срок наказания до 13 лет лишения свободы. Срок исчисляется с 2003 года - со дня ареста по "первому делу" "ЮКОСа". После вступления приговора в законную силу Amnesty International признала Ходорковского и Лебедева узниками совести.

С другой стороны, лидер движения "За права человека" Лев Пономарев считает, что Ходорковский не будет просить о помиловании. "Ходорковский не напишет прошение о помиловании. Он считает себя невиновным", - заявил он в четверг "Интерфаксу". "Путин мог бы привлечь внимание людей, которые сочувствуют Ходорковскому, одним: если бы он сказал, что сразу помиловал бы Ходорковского после того, как станет президентом. По российскому законодательству президент имеет такое право без всякого обращения (со стороны осужденного - ИФ)", - сказал Пономарев. Однако правозащитник считает, что шансы у .Ходорковского выйти на свободу есть. "Шанс может появиться не потому, что новые власти могут выпустить Ходорковского, а потому, что власти могут рассматривать Ходорковского как некую разменную монету. Могут возникать некоторые ситуации, когда будет выгодно обменять Ходорковского на какие-то уступки Запада. Трудно сказать, какого рода будут эти компромиссы и обмены, но они возможны", - заявил правозащитник.

Новости