К вопросу о политической ситуации
Политковская в границах общественного интереса оказалась менее громкой фигурой, чем Ходорковский, поэтому к фильму "Горький вкус свободы" внимания отчего-то куда меньше, чем к немецкому расследованию деятельности олигарха. И очень жаль.
Москва. 13 декабря. INTERFAX.RU - Начать хотя бы с автора "Горького вкуса свободы" Марины Голдовской. Несведущим людям может показаться, что какая-то эмигрантка на американские деньги сняла заказуху в духе западных настроений. Эти несведущие опять будут искать заинтересованных в раздувании общественного недовольства лиц, причем сами на фильм не пойдут: дескать, и так все ясно.
Не так много людей в нашей стране, не считая профессиональных кинематографистов и критиков в возрасте, знают, кто такая Голдовская. Помнят, что за человек был ее отец Евсей Голдовский, стоявший у основания ВГИКа. Кстати, с отцом связана история, которая во многом объясняет характер Голдовской и ее творчества. В тридцатые годы его, как и многих тогда, забрали на Лубянку по какому-то очередному доносу. Он ничего не подписал и никого не сдал. Но ни одного зуба у него во рту не осталось. Он всю оставшуюся жизнь не мог спать по ночам. При этом никогда и никому, даже своей дочери Марине, он не рассказывал, что с ним на Лубянке делали.
Это говорит об определенном складе характера, который унаследовала и Голдовская. Первый крупный женщина-документалист, оператор по образованию, она уже в семидесятые резко заявляет о себе своими портретными фильмами. Снимает Райкина, космонавта Терешкову, позднее – Олега Ефремова, Анастасию Цветаеву. Но главным трамплином для Голдовской стала Перестройка.
Она сняла фильм о первом советском фермере "Архангельский мужик" - скандальную картину о скандальном, по советским меркам, явлении. Было много шума на телевидении, тысячи писем, которые телезрители тогда еще умели писать. Следом Голдовская создала первую картину, исследующую советские лагеря, - "Власть Соловецкая". И это был скандал еще более громкий, потому что в середине восьмидесятых эта правда еще не была общеизвестной.
В начале 90-х Голдовская вышла замуж за американца и уехала в США, но в 93 году, сразу после свадьбы, приехала в Россию и сняла о происходящем здесь один из интереснейших фильмов десятилетия – "Осколки зеркала". В течение всех последующих лет Голдовская приезжала в Россию регулярно, снимала здесь, работала. И ее фильм о Политковской – это не эмигрантское кино.
Кроме того, это фильм не об убийстве и даже не о политике. Это портрет (жанр, который Голдовской всегда удавался лучше всего) человека, которого она хорошо знала и которого любила. Портрет, который создавался, в общей сложности, почти двадцать лет. Изображенный здесь человек может нравиться или не нравиться зрителю, но здесь рассказано о той Политковской, которая действительно жила, боролась за свои идеи и погибла, отстаивая их. Это один из самых субъективных фильмов Голдовской, и она подчеркивает это, вставляя себя в фильм чаще, чем когда бы то ни было прежде. Она не дает суждений о политике, предоставляя сделать это нескольким авторитетным спикерам. Она рассказывает только о той своей подруге, об утрате которой скорбит. Но рассказывает так, как полагается рассказывать женщине ее судьбы и характера. В этом сила и непривычность фильма "Горький вкус свободы". Таких картин у нас в кинопрокате уже очень давно не было.
Обозреватель Сергей Сычев