Романовы: найти и похоронить
В девяностую годовщину со дня казни Николая II и его семьи вопрос об упокоении их праха начал обсуждаться с новой силой
Москва. 17 июля. INTERFAX.RU - В 90-ю годовщину со дня казни последнего российского императора и его семьи вопрос о упокоении их праха, как и десять лет назад, будоражит умы россиян. Российская прокуратура приурочила к скорбному юбилею почти сенсационную новость о практически полной идентификации останков всех членов царской семьи.
Часть представителей рода Романовых приняла новость восторженно и выразила надежду на скорейшее захоронение останков, принадлежащих, по мнению следствия, цесаревичу Алексею и великой княжне Марии Hиколаевне в Петропавловском соборе в Петербурге.
Иной точки зрения придерживается великая княгиня Мария Владимировна, именующая себя главой Императорского Дома. Она встретила годовщину в екатеринбургском Храме-на-Крови , воздвигнутом на месте разрушенного Ипатьевского дома, где совершилось злодеяние.
Русская православная церковь, почтившая память страстотерпцев всенощными бдениями во всех храмах, по-прежнему призывает не спешить с выводами в вопросе о подлинности останков. "Официальная позиция Церкви пока не объявлена. Я думаю, что тем, кто хочет ее узнать, надо немного набраться терпения, тем более что сами ученые говорят, что исследования будут продолжены, и заявления об их окончании и о том, что всем все ясно, мы слышим не в первый раз", - заявил "Интерфаксу-Религия" накануне замглавы Отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей Всеволод Чаплин.
При этом священник отметил, что у некоторых, в том числе у ученых, сохраняются сомнения по поводу подлинности обнаруженных останков, "и нужно не пытаться подогнать научные выводы к тои или иной дате, а постараться провести исследования и сопровождающую их дискуссию максимально открыто, с учетом разных мнений, с тем чтобы все компетентные ученые имели максимальный доступ к исследованию останков".
"И самое главное - итоги этих исследований должны быть убедительны и понятны людям", - подчеркнул собеседник агентства.
Вероятно, именно этой целью руководствовался начальник Свердловского областного бюро судебно-медицинской экспертизы Николай Неволин, рассказавший в среду журналистам подробности исследований. Всего, по его словам, во втором захоронении было найдено 44 костных фрагмента - со следами сжигания, жжения кислотой и пулевыми отверстиями. Антропологическая экспертиза определила только, что в захоронении есть останки женщины 17-19 лет и человека неустановленного пола 12-14 лет.
"При стоматологическом исследовании у подростка были обнаружены редкие аномалии зубов, аналогичные тем, какие были у останков из первого захоронения. Исследование амальгамных пломб также дали совпадение первого и второго захоронения - состав этих пломб был одинаков и в том, и в другом случае", - сказал он.
Далее генетическая экспертиза подтвердила, что подросток был мужского пола. Однако разрозненные останки не давали представления, сколько всего тел находилось в захоронении, и кому из них принадлежат те
или иные фрагменты. "Тогда мы применили спектральный и рентгено-флюорисцентный методы исследования. У каждого человека свой, особый состав микроэлементов. Эти методы позволили нам выделить две структуры костных фрагментов с разными составами микроэлементов. Таким образом, стало понятно, что тел было два", - пояснил Неволин.
Исследование ядер ДНК, по его словам, подтвердило, что останки из первого и второго захоронений принадлежат одной семье. "В ядрах ДНК содержится 50% генетической информации от отца и 50% - от матери. В этот раз мы провели исследования по 17-ти локусам, а не по шести, как раньше. Исследования останков из первого и второго захоронений дали совпадение по всем 17-ти локусам", - пояснил он.
Анализ метахондрий, которые передаются детям только от матери, выявил, что останки Николая Второго "генетически восходят к королеве Дании", а останки пяти детей, соответственно, - к Александре Федоровне и далее к королеве Англии. Исследование Y-хромосом, передающихся без изменений от отца к сыну, показал, что они сходны у останков Николая II и цесаревича Алексея, а также у князя Андрея Романова.
"На основании всех проведенных экспертиз можно с полной уверенностью сказать, что во втором захоронении, найденном под Екатеринбургом, находятся останки цесаревича Алексея и великой княгини Марии", - резюмирует Неволин.
Некоторые члены семьи Романовых безоговорочно верят этим доводам и считают, что пора переходить в организационным решениям. "Конечно, нам бы хотелось, чтобы вся семья была похоронена вместе, но как это будет в результате сделано и когда это будет сделано мы не знаем, хотя нам бы и не хотелось, чтобы это затягивалось", - сказал на пресс0-конференции в Петербурге в среду праправнук императора Hиколая I князь Дмитрий Романов.
В свою очередь представитель ассоциации членов семьи Романовых Иван Арцишевский высказался за создание государственной комиссии.
Князь Дмитрий Романов признался, что "это (захоронение - ИФ) для семьи Романовых - вопрос номер три, потому что сначала должно быть решение российского правительства и церкви".
По словам о. Всеволода Чаплина, "такие результаты будут достигнуты, они будут приняты людьми, будут максимально сняты все имеющиеся сомнения и это произойдет в обозримом будущем".
Между тем, близкие к патриархии источники полагают, что позиция РПЦ не изменится ни при каких обстоятельствах по той простой причине, что ревизия взглядов в данном случае серьезно угрожала бы единству церкви. Дело в том, напоминают эксперты, что воссоединившаяся с РПЦ Русская Зарубежная Православная Церковь канонизировала мощи царских мучеников, которые сейчас находятся в православном храме-памятнике в Брюсселе. Речь идет об останках, которые были найдены следователем по особо важным делам Омского окружного суда Николаем Соколовым, расследовавшим в 1919 г. по поручению адмирала Колчака дело об убийстве царской семьи. Кости отказались в Бельгии, где были канонизированы Русской Зарубежной Православной Церковью как останки великомучеников. РПЦ, напоминают эксперты, признала истинность этого решения Актом о каноническом единении и никакие аргументы генетиков не заставят ее пересмотреть подход.
Обозреватель Владимир Шишлин