Приюты комедиантов
Второй фильм Виктора Шамирова – это рассуждение на тему странствующих комедиантах на фоне разгильдяйства и бездорожья а-ля рюсс
Москва. 28 ноября. INTERFAX.RU - "Упражнения в прекрасном" - это адаптация спектакля, который Шамиров, Куценко и компания уже ставили в театре. Отсюда и многие особенности фильма: явно рассчитанные на театральное единство места действия декорации, несколько шаржированные диалоги, камерная атмосфера. Ничего страшного в этом нет, но временами вспоминаются телеспектакли советского времени и просыпается сожаление о том, что их больше не делают. Шамировский фильм же как раз похож на хороший, приятный, рассчитанный на неглупого столичного жители за тридцать телеспектакль, не очень хорошо уживающийся с большим экраном, требующий тихой домашней обстановки.
Впрочем, это не значит, что не следует смотреть фильм в кино, а непременно ждать, пока его выложат в интернет добрые пираты. "Упражнения в прекрасном" - хоть и не лирическая, но всё же комедия, а смеяться всё равно приятнее вместе. К тому же, культура домашнего просмотра хороших телевизионных произведений утеряна, и уже ради того, чтобы не портить себе просмотр можно зайти на фильм Шамирова. Хотя, как ни банально это звучит (нет ничего скучнее, чем пенять автору на превосходство его первой работы над последующими), "Дикари" был более кинематографичным фильмом, и что-то Шамиров, безусловно, потерял.
Как бы то ни было, фильм состоялся, вышел в кино, и теперь не имеет смысла говорить о том, как могло бы всё сложиться. Посмотрим, что в фильме имеется. Нам вновь рассказывают миф о странствующих комедиантах. На сцене они изображают из себя исполинов, титанов, влюблённых юношей и томных девиц. В жизни, а особенно на провинциальных гастролях, они снимают маски и оказываются либо мужиками со всеми следствиями кризиса среднего возраста, либо наивными студентками театрального училища, которые только начинают жить. И начинается то, что мы уже сто раз встречали в рассказах о жизни бродячих актеров. Веселые пьянки, порывы искренности, случайные связи, потасовки, розыгрыши, а потом – тоска, отчаянные монологи, попытки самоубийства, которые заканчиваются фарсом. А после – снова сцена, снова дорога, и так – до бесконечности.
Кто скажет, что здесь для него что-то новое? Старо, как мир, и Шамиров это отлично понимает, поэтому он в качестве названия для фильма намеренно выбрал цитату из Гете. Она, конечно, иронически рифмуется со всем творящимся в кадре безобразием, но она из подчеркивает, что автор существует внутри определенной традиции, что все эти актерские мытарства он просто переносит из вневременного литературного существования в вульгарную нашу провинцию. Просто комедиантов он превращает в актеришек, которые и в сериалах, и даже у больших режиссеров-бондарчуков сняться могут. Более того, Куценко в этой роли, даром что в парике, издевается над тем образом, который сам же создал из своей фигуры за много лет, а режиссер Виктор Шамиров, в не менее дурацком парике, вторит ему и тоже издевается над собой.
Этому телеспектаклю можно многое простить за его самоиронию и даже за его дружеские наезды, которые будут понятны лишь посвященным. Да, у многих зрителей уже сложилось впечатление, что это фильм-капустник, который сделан «для своих», способных угадать некоторые персоналии. Этим зрителям не понравилась замкнутость этого фильма на себе, его возрастные ограничения, потому что тем, кому меньше тридцати, смотреть ему может быть скучновато: мало плоских шуток и экшна. Но не для таких зануд Шамиров, Куценко и Юшкевич разыграли всю эту клоунаду с комедиантами. Видно, что они-то ее делали - для себя. И вышло вполне сносно.
Обозреватель Сергей Сычев