Разговор налоговой системы со своей совестью

Представители власти уверяют бизнес, что повышения налогов не будет. Утверждается, что данная мера будет рассматриваться только в экстраординарных случаях

Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 21 ноября. INTERFAX.RU - Ровно год назад в яркой дискуссии о настоящем и будущем налоговой системы скрестили мечи Алексей Кудрин, тогдашний министр финансов, помощник президента Аркадий Дворкович и глава Сбербанка Герман Греф.

В понедельник в рамках все той же международной налоговой конференции, организованной ФНС, дискуссия продолжилась. За год в президиуме произошли немногочисленные, но в то же время знаковые изменения - место Кудрина занял и.о. министра финансов Антон Силуанов, к дискуссии присоединилась глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина, а Аркадий Дворкович, как заметил модератор конференции, депутат Госдумы Андрей Макаров, надел галстук.

В отсутствие Кудрина, чьи пикировки с Дворковичем стали гвоздем программы год назад, ответственность за создание остроты взял на себя Герман Греф. Спустя четыре года после перехода из правительства в бизнес он уже полностью освоился на другой стороне баррикад, и высказывания экс-министра звучали голосом совести налоговой системы, прорабы которой в унисон обещали сдерживать рост нагрузки на экономику.

В Багдаде все спокойно

Одним из ключевых заявлений предыдущей налоговой конференции стало высказывание Алексея Кудрина о том, что настало время выбирать - либо сокращать расходы и повышать их эффективность, либо повышать налоги. Позже он выразил опасение, что Россия может пойти по пути "слабого государства "и, соответственно, поднять налоги, потому что повышение эффективности расходов - задача куда более сложная. Продолжение этих призывов к сдерживанию расходов, включая военные, в сентябре довело министра до отставки.

Теперь все представители власти заверяют бизнес, что налоги подниматься не будут.

"В планах Минфина и экономического блока, я думаю, нет решений об увеличении налогового бремени", - сказал Антон Силуанов, отметив, что трехлетним бюджетным планом такое повышение уж точно не предусмотрено. "Минфин считает, что увеличение налогового бремени - это крайняя мера, которую можно рассматривать только в экстраординарных случаях", - заверил он.

И.о. министра опять же вспомнил, что налоги - не единственный инструмент финансирования дополнительных расходов, "можно работать и над перераспределением расходных обязательств, которые уже приняты государством", а также повышать эффективность расходов.

Налоговая политика не должна меняться в ближайшие 5-6 лет, полагает он.

Эльвира Набиуллина также не считает повышение налогов выходом. Такой вариант, по ее мнению, нельзя, в частности, рассматривать в качестве решения задачи реформирования пенсионной системы. "Уровень налоговых ставок в стране уже достиг предельных величин с точки зрения давления на рост экономики", - отметила она.

При этом министр заметила, что дополнительный рост экономики на 1% в год соответствует повышению НДС на 1% или увеличению цен на нефть на $2.

И хотя все высказались за неповышение налогов, оценка существующего налогового бремени в стране у Минфина и администрации президента не совпали.

Если Силуанов считает общую налоговую нагрузку в РФ не высокой и оценивает ее в 31-32% ВВП, а за исключением нефтегазовых налогов - в 24% (по этому параметру мы идем вровень с США и Южной Кореей), то Дворкович полагает, что бремя это тянет на все 40%. Он пояснил, что учел в этой цифре различные платежи, страховые взносы и таможенные пошлины, потому что все это компании и граждане платят в бюджет. Такая нагрузка, считает он, отнюдь не является низкой.

Глава Сбербанка Герман Греф всю конференцию яростно дистанцировался от своих бывших коллег по правительству и, как мог, защищал сторону бизнеса. Свой решительный настрой он продемонстрировал сразу же, заявив соседям по президиуму, что единственным из присутствующих платит налоги, тогда как "все остальные потребляют".

На правах налогоплательщика Греф высказал все, что наболело, и выяснилось, что наболело многое. Во-первых, налоги повышаются. В качестве примера глава Сбербанка привел решение о повышении ставок страховых взносов. По его словам, Сбербанк в 2011 году стал платить больше социальных платежей на 43%, тогда как ставки страховых взносов были повышены на 34%.

"Те, кто платит зарплату, пострадали больше. Я имею в виду, платят, не скрывая, не выплачивая ее в конвертах", - отметил он. В следующем году с учетом принятых решений такие налогоплательщики вновь будут вынуждены увеличивать налоговые выплаты.

Во-вторых, усложняется и администрирование налогов, считает Греф. По его словам, решения в области ставок страховых взносов привели к более сложному администрированию и увеличению количества администраторов.

Где деньги?

Продолжив наступление на правительство, Греф не удовлетворился успокоительными заявлениями чиновников о неповышении налогов, а потребовал четко сказать, откуда планируется брать средства, в частности, на пенсионную систему.

"Для экспертов и макроэкономистов этой фразы мало, потому что мы хотим понимать, как, не повышая налоги, государство ответит на те вызовы, которые перед ним стоят. И они будут стоять не в 10-летней, а в 2-3-летней перспективе продолжающегося сокращения коэффициента замещения соотношения средней пенсии и средней заработной платы. Если мы будем поддерживать этот коэффициент хотя бы на сегодняшнем уровне, это потребует существенного вливания средств во внебюджетные фонды. Откуда мы собираемся брать эти деньги? Если это не повышение налогов, то тогда надо дать ясный ответ, откуда эти деньги возьмутся", - сказал Греф.

Видимо, чтобы у присутствующих представителей властей не осталось шансов отделаться незначительными источниками финансирования, Греф констатировал, что "речь идет о триллионах рублей".

Антон Силуанов на это сказал: "Думаю, что в следующем году мы должны будем настроить нашу пенсионную систему на постепенный выход на принципы самодостаточности. Конечно, это не будет сразу, это не будет быстро, но мы должны к этому идти, поскольку из нашего бюджета объемом примерно около 12 трлн рублей около триллиона рублей идет на поддержание пенсионной системы".

По его словам, эти деньги могли бы работать лучше и эффективнее, если бы они направлялись на инфраструктурные проекты или поддержку развития бизнеса. Настройка пенсионной системы должна привести к тому, чтобы трансферты из бюджета в эту область могли бы уменьшаться, полагает Силуанов.

Шире круг и больше серого вещества

Эта, вне всякого сомнения, интересная дискуссия началась с вопроса представителя итальянского бизнеса о сокращении "серых зон", где налоги не платятся.

Аркадий Дворкович согласился, что это "потенциально очень важный элемент улучшения экономической ситуации в целом, так как позволит не только не повышать налоги, но и, возможно, снижать налоги на остальных". Он заметил, что "серые зоны" присутствуют в торговле и строительном бизнесе.

От частного помощник президента перешел к общему, обратив внимание на странную, по его мнению, ситуацию, когда от правительства все еще ждут ответов на вопросы.

"Я сижу здесь, мы обсуждаем, слышим вопросы от наших хороших товарищей, и у меня ощущение, что мы все еще остаемся в очень странной ситуации - все от нас ждут ответов на вопросы, которые есть, и мы тоже так привыкли себя вести", - сказал он.

По словам помощника президента, он часто пытается убедить коллег выносить свои идеи на общественное обсуждение. Однако коллеги считают правильным сначала все решить, а потом решение показать обществу.

"Вот это уже не работает. Нужно разные альтернативные идеи сегодня вынести на обсуждение и подискутировать, какой путь является наилучшим. Мы уже исчерпали кредит доверия по поводу возможности принятия единоличных решений в узком кругу даже самых квалифицированных профессионалов", - считает он, отмечая, что обсуждать идеи можно, например, в рамках "большого открытого правительства". "Мне кажется, что мы до весны можем придти к общим выводам, а не к заключениям, основанным на интересах только одной части семьи", - заметил помощник президента.

"Все-таки большое и открытое правительства, по-моему, два разных тезиса", - не согласился с Дворковичем Греф. "Когда я смотрю на "большое правительство", вижу лица там некоторых людей, я их бэкраунд как честных налогоплательщиков не знаю, у меня не вызывает это больше доверия", - огорошил он энтузиастов недавней политической инициативы.

Кроме этого, Греф предложил и радикальный способ сокращения "серых зон". "Уменьшить объем серой зоны можно только одним - увеличением количества серого вещества, которое над этим работает", - считает он.

Главная же задача на данный момент, по мнению Грефа, - восстановить доверие между налоговыми органами и налогоплательщиками. Сейчас же законодательство в области налогообложения написано так, как будто все налогоплательщики хотят уклониться от налогов.

"Мы говорим - презумпция невиновности и пишем налоги таким образом, как будто все 100% налогоплательщиков каждый день мечтают о том, как бы нарушить налоговый закон. Это неправильная психология", - сказал он.

Глава Сбербанка полагает, что тем самым налоговое законодательство рождает недоверие в обществе и ведет к уклонению от налогов. "Это недоверие, которое вы сеете в обществе, потом возвращается в виде уклонения. Нужно перевернуть эту пирамиду", - заявил Греф.

Тезис о том, что все налогоплательщики в России - "одна семья", высказанный в ходе конференции, его не устроил. "Мы, конечно, все одна семья, но в этой семье у нас разные намерения, разные интересы", - сказал Греф, посетовав, что государство этого не понимает.

То же самое касается и отношения регионов и центра. "У нас большая дифференциация в развитии регионов. Этим перераспределением налогов (в пользу отстающих - ИФ) вы эту дифференциацию замораживаете, и она у нас будет всю жизнь", - заявил он.

"Конечно, мы одна семья, но в этой семье семеро с ложками, и не так много тех, кто создает те ценности, которые все остальные перераспределяют", - добавил глава крупнейшего банка страны.

Он напомнил участникам конференции фразу Наполеона, который говорил, что безопасность и собственность существуют только в тех обществах, где налоги не меняются каждый год, а российская налоговая система "имеет такое количество инноваций, что несчастный налогоплательщик не понимает, каким образом его ведут к этому счастью". "Вы хотите создавать все новые и новые ценности, в результате фраза, которая применима к нашей налоговой системе, - умом налоги не понять", - обратился банкир к чиновникам.

По словам главы Сбербанка, в текущей ситуации налогоплательщикам остается только довериться налоговым органам и оплачивать те штрафы, которые они им начисляют, так как систему налогообложения, особенно с учетом последних нововведений в отношении аффилированых лиц и трансфертного ценообразования, понять невозможно.

Мечта налогоплательщиков воплотилась в жизнь в Сингапуре. К такому выводу пришел Герман Греф, выслушав недавно рассказ владельца транспортной группы FESCO Сергея Генералова. В его сингапурской компании прошла проверка. По ее результатам налоговики сообщили руководству компании, что они могут получить налоговые вычеты из расходов на НИОКР, а также посоветовали добрать несколько человек в штат сотрудников в этой сфере, чтобы еще больше увеличить налоговый вычет.

В борьбе за клиентуру

Премьер-министр Владимир Путин, посетивший конференцию ФНС, постарался сгладить не самое радужное впечатление, созданное панельной дискуссией.

В своем выступлении глава правительства сосредоточился на достижениях. Он выразил уверенность в правильности решения о введении плоской шкалы НДФЛ и 13%-ной ставки, которое простимулировало вывод зарплат из тени.

Премьер напомнил о списании налоговой задолженности, накопившейся у граждан до 1 января 2009 года, на сумму 36 млрд рублей и поручил ФНС эту работу завершить в первом квартале 2012 г.

Путин поддержал своих подчиненных по правительству, высказав мнение, что рост бюджетных доходов должен осуществляться за счет повышения качества налогового администрирования, а не за счет роста налогов для граждан и бизнеса. Впрочем, фраза, произнесенная премьером, все-таки оставила чиновникам простор для будущих трактовок.

"Позиция правительства заключается в том, что мы последовательно должны увеличивать доходы казны, но не только за счет роста общего налогового бремени на граждан и участников экономической деятельности, а за счет повышения качества налогового администрирования, поощрения экономического развития, обеспечения темпов экономического роста, а значит, - расширения самой налогооблагаемой базы", - заявил Путин.

Хозяев мероприятия премьер порадовал обещанием в ближайшие три года вложить в модернизацию российской налоговой службы 30 млрд рублей. Фактически это инвестиции в усиление российского налогового сервиса в условиях резко обострившейся конкуренции за плательщика.

"Единое экономическое пространство России, Белоруссии и Казахстана заработает уже с 1 января 2012 года. Фактически начинается конкуренция за налогоплательщика, и нам нужно создать максимально привлекательные налоговые процедуры, а то переедут. В Казахстан уже перерегистрируются некоторые компании, да и в Белоруссию поедут", - предупредил Путин.

Глава ФНС Михаил Мишустин, которому и предстоит отстаивать позиции российской налоговой юрисдикции, подтвердил ставку ведомства на клиентоориентированность. По его словам, интегральный индекс удовлетворенности налогоплательщика работой налоговых органов за период с 2008 по 2010 год возрос почти на 6%, при этом качеством облуживания довольны 73% респондентов.

На сайте службы работает 23 онлайн-сервиса, в частности, сервис по оплате налоговой задолженности для физлиц, регистрации юрлиц и индивидуальных предпринимателей. В 2012 году планируется также ввести сервис "личный кабинет налогоплательщика для юридических лиц".

Еще один акцент в работе ФНС - сокращение непосредственного контакта между налогоплательщиками и налоговыми органами. Как отметил Мишустин, количество выездных налоговых проверок в России сокращено до минимума. "Всего 0,9% российских компаний ежегодно подвергается выездным налоговым проверкам. Это один из самых низких показателей в мире", - сказал он.

Вновь налог с продаж?

Аркадий Дворкович в ходе конференции вернулся к подзабытой теме замены налога на добавленную стоимость (НДС) налогом с продаж. По его словам, возврат к этому налогу (он не взимается с 2004 года - ИФ) поспособствует децентрализации власти в России.

"Нынешняя налоговая система не способствует децентрализации, и такое масштабное перераспределение (ресурсов - ИФ) возможно только при появлении налога, который связан с местным уровнем, я имею в виду нашу старую идею о замене НДС на налог с продаж", - сказал он.

Дворкович отметил, что для проведения полноценной децентрализации потребуется передача ресурсов на региональный и муниципальный уровень в размере до 1 трлн рублей. Он добавил, что зачастую регионам не хватает ресурсов, чтобы справиться с возложенными на них обязательствами, и большая их часть вынуждена просить дополнительные деньги у федерального центра на исполнение своих полномочий.

"Эта ситуация ненормальна, поскольку по всем аргументам, которые можно привести исходя из здравого смысла, люди должны сами понимать, на что они могут рассчитывать, а на что нет, и быть заинтересованными в зарабатывании денег. Сегодня такая заинтересованность минимальна, и регионы знают, что более 50% заработанного им придется отдать наверх, а потом опять ждать манны небесной в виде субсидий и дотаций из центра", - заявил он.

Министр экономического развития Эльвира Набиуллина согласилась с необходимостью проработки этого вопроса в связи с децентрализацией властных полномочий.

При этом Набиуллина заявила, что сделает все возможное, чтобы не было одновременно этих двух налогов.

Глава Минэкономразвития подчеркнула, что в связи с передачей полномочий на региональный и муниципальный уровни нужно проанализировать, какие налоги составят доходную базу для регионов. По мнению министра, налоговую нагрузку нужно изменять таким образом, чтобы было "меньше налогов на деятельность, а больше налогов на имущество и потребление".

Антон Силуанов отметил, что дискуссия о введении налога с продаж была завершена несколько лет назад. "Мы поставили все точки, говорили о том, что одновременное существование НДС и налога с продаж - не самое эффективное налоговое решение", - сказал он журналистам. По его словам, наличие одного такого средства, как НДС, может решить все проблемы.

Он напомнил, что вопрос о налоге с продаж ставился с целью наполнения доходов региональных бюджетов. "В этой связи мы считаем, что у нас есть резерв - за счет отмены льгот, которые приняты по региональным и местным налогам на федеральном уровне", - отметил Силуанов, подчеркнув, что это было бы более правильным решением.

Новости