Попробуй спеть вместе с Цоем

Нет ничего легче, чем вставить в фильм песни известного рок-исполнителя и заполучить всех его фанатов. Гораздо сложнее справиться с этими песнями и создать на их основе художественное произведение, как это сделал в "Бездельниках" Андрей Зайцев

Москва. 15 ноября. INTERFAX.RU - В случае с "Бездельниками" каждый, кто его посмотрел, встает перед трудноразрешимой задачей. Хочется позвать на фильм знакомых, рассказать всем, что замечательный фильм о молодежи в кои-то веки вышел. Умный, тонкий, веселый, необычный и т.д. Но дальше начинаются сложности. Знакомые спросят, о чем фильм. О чем фильм? О Цое? И да, и нет. В какое время происходит действие фильма? И в наше, и в какое угодно. Кто главный герой фильма? Цой? Да и нет. Сформулировать не так легко. Если попытаться уложиться в несколько слов, то тема фильма такая. Если бы Цой родился на двадцать лет позже, то он жил бы так же, выглядел бы так же и пел бы те же песни. В тех же квартирах, с теми же людьми, и внимали бы ему так же жадно. Потому что ничего не изменилось.

Сложно? В общем, да, потому фильма и побоялись прокатчики, потому он пролежал на полке несколько лет и потому вышел сейчас в полутора кинотеатрах усилиями самих продюсеров картины. Но эта сложность только украшает фильм, равно как и задает довольно высокую планку актеру Антону Шагину, известному по фильмам "Тиски" и "В субботу". Шагин должен играть молодого как-бы-Цоя, который живет здесь и сейчас, но так же засучивает рукава куртки и что-то там бренчит на своей гитаре. Автор фильма Андрей Зайцев специально выбрал для саундтрека те композиции Цоя, которые тот писал совсем юношей, а не звездой, которую БГ раскрутил и которая сделалась поп-идолом. Те песни про ребят, которые слоняются по улице, пьют пиво, влюбляются в девушек и плевать на все хотели. Таков герой Шагина, поющий о том, что его окружает. Вот он влюбляется, вот у него конфликт с лучшим другом, вот его не понимают окружающие, вот он сидит и смотрит исподлобья на проходящих мимо чужих людей. А потом поет песни – цоевские и свои одновременно.

Андрей Зайцев – режиссер уже довольно известный, хотя и в кругах тех, кто знает и любит документальное кино. Это он снял сына Бориса Хлебникова в фильме "Глеб", это он из рабочего материала к "Утомленным солнцем 2" смонтировал прекрасный фильм "Виктор Астафьев. Веселый солдат", который оказался куда более качественным, чем то, что вышло у Михалкова. Плюс – долгий опыт работы с Михалковым на "ТРИТЭ", приз за монтаж в фильме "12". Зайцев в кинематографе уже достаточно давно, чтобы иметь репутацию профессионала, который с минимальными затратами может сделать из материала нечто очень симпатичное, тонкое. У него есть вкус и чувство меры, так что его игровой дебют может быть сразу оценен как минимум с этих позиций.

В "Бездельниках" огромное количество документального материала, постоянные стыки игрового и неигрового пространства, проходы с камерой по улицам, совершенно невероятные кадры, снятые в метро, сцена у телевизора, которую Зайцев тихонько запечатлел, когда актеры смотрели футбольный матч. Видно, что было много материала, что режиссер даже временами несколько в нем путался – но ведь выбирался же каждый раз! В этом фильме чувствуются борьба, поиск, интерес и хороший вкус. И дух Цоя тоже. Он не подчинил себе фильм, а он в синергическом единстве с фильмом. Редкое качество.

Обозреватель Сергей Сычев

Новости