"Большому правительству" быть

Представитель руководства "Единой России", председатель комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Сергей Железняк рассказал "Интерфаксу", каким, на его взгляд, должно быть "большое правительство"

Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 3 ноября. INTERFAX.RU – Как реализовать идею президента РФ Дмитрия Медведева о создании "большого правительства"? На каких принципах оно должно строиться и с какой целью создается? Политики, эксперты, ученые, представители гражданского общества сегодня дают свои ответы на эти вопросы. Председатель комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи, первый заместитель секретаря президиума генсовета партии "Единая Россия" Сергей Железняк в интервью "Интерфаксу" изложил свое видение новой структуры и ее роли в обществе.

- Сергей Владимирович, Вы считаете, наше общество готово участвовать в государственном управлении по предложенной президентом "формуле" – через "большое правительство"? То есть насколько актуальна и своевременна идея?

- Речь, по сути, идет о необходимости задействовать огромный интеллектуальный и творческий потенциал граждан России – с тем, чтобы он оказывал непосредственное влияние на принимаемые в стране – на разном уровне – решения. Наверное, для кого-то сама идея "большого правительства" неожиданна.

Думаю, правильно оценить перспективность этого предложения можно, если рассматривать его с точки зрения развития как современных технологий, так и самого общества. На бытовом уровне мы давно привыкли к новым технологическим благам и не считаем чем-то особенным сотовые телефоны, компьютеры и интернет. Между тем они серьезно изменили нашу жизнь. Ведь мы, как пользователи, охотно общаемся друг с другом через гаджеты и получаем с их помощью информацию об окружающем мире. Почему не перейти на новый уровень - от потребления возможностей современных технологий к их активному использованию при выражении общественного мнения, учету нашей личной позиции по важнейшим вопросам развития страны и контролю за деятельностью институтов власти? Вот в чем, на мой взгляд, суть идеи президента. Очень важно, что предложение исходило от первого лица государства - он продемонстрировал исключительное понимание произошедших в современной цивилизации изменений.

- Значит ли это, что в самом обществе созрела потребность в такого рода форме взаимодействия с властью?

Прежде всего, хочу отметить, что в условиях динамично развивающегося общества скорость и эффективность использования массива поступающей информации определяет успех или неудачу человека, предприятия, сообщества, государства. Внутри человека способности к восприятию и обработке информации вырабатывались тысячелетиями. В общественном устройстве мы только начинаем путь коллективного сознательного, переходя от изучения опубликованных мыслей малой части предков и современников к прямому обмену знаниями и формированию общего опыта.

В этом смысле идея "большого правительства", позволяющая активной части граждан постоянно, а не от выборов к выборам, без отрыва от основного места деятельности, используя информационные технологии, совместно влиять на курс большого корабля, именуемого "Российская Федерация", выглядит не только привлекательной и современной, но и жизненно необходимой. Необходимой для успешного существования нашей страны в сложном многополярном мире, активно влияющем на нас, наше настоящее и будущее.

-Какие задачи, на Ваш взгляд, предстоит решать "большому правительству"?

- Проект Дмитрия Медведева предполагает создание трех взаимосвязанных систем. Первая система - "Распределенная экспертиза". Она должна собирать и систематизировать информацию о готовящихся на разных уровнях управления решениях, а также предложения от общественных экспертов по их оптимизации и усовершенствованию. Эта система может использовать ресурсы и инструментарий ведомственных сайтов и социальных сетей. "Распределенная экспертиза" будет помогать активной части общества быть в курсе предлагаемых изменений в законодательстве и предлагать свои дополнения и изменения, что позволит органам власти принимать более качественные законы. При этом общественное обсуждение будет строиться не по формуле "нравится / не нравится", а будет содержательным и конструктивным.

- Речь идет о новых законопроектах. А как быть с уже принятыми законами, которые – это не секрет - зачастую не работают?

- Как раз вторая система предполагает выстраивание "обратной связи", которая позволит оценивать эффективность реализации принятых решений, выявлять недоработки в текстах принятых документов, управленческие тромбы и злоупотребления на местах. В этой системе активно должны быть использованы инструменты социологии, статистики, системного анализа, судебной практики и количественных данных по обращениям и жалобам граждан. "Обратная связь" с населением станет сигнальной системой государства, позволяющей быстро обнаруживать и менять неэффективные решения или устранять причины, мешающие их реализации.

- Если система заработает по этому сценарию, у тех, кто активен и профессионален, появятся дополнительные возможности заявить о себе, проявить себя – не так ли?

-Конечно, поэтому третья важнейшая система - "Социальный лифт". В рамках этого направления планируется выявлять наиболее авторитетных и активных членов экспертного сообщества и предлагать им возможности для дальнейшей реализации талантов, профессионального и управленческого роста. Создание рейтингов предложений экспертов в системе позволит решить вопросы формирования кадрового резерва на замещение различных должностей: к моменту назначения на должность претендент будет обладать известностью и уважением в экспертной среде. Система также решит проблемы востребованности людей с ограниченными возможностями и талантливых экспертов, проживающих в дальних регионах.

Взаимодействие трех обозначенных систем при деятельном участии активной части нашего общества будет фундаментом "большого правительства", позволяющим каждому неравнодушному гражданину нашей страны в силу собственного опыта и стремлений влиять на принимаемые государством стратегические решения, быть равноправным членом этого "большого правительства" и гордиться своей работой.

- Согласитесь, эффективность проекта зависит не только от наличия настроя людей на общение, на проявление инициативы с их стороны, но и от обеспечения доступа к современным технологиям. Однако у нас в стране не так много "продвинутых" регионов.

- Вы знаете, скорость развития технологий опережает наши предположения. Власти уже не могут игнорировать влияние интернет-сообщества на процессы, происходящие в реальном мире, а представители научного сообщества активно переходят на принципы распределенной экспертизы, чтобы не отстать от прогресса.

В "Единой Россия" первыми поняли важность предстоящих в информационном обществе изменений и совместно с Общероссийским народным фронтом, созданным Владимиром Путиным, начали вовлекать активных, думающих людей в обсуждение народной программы по развитию регионов, народных бюджетов, отражающих запросы людей. Запустили систему обратной связи общественному обсуждению социально-значимых законопроектов, создали кадровый резерв и новый подход к формированию списков кандидатов в ходе предварительного народного голосования. Так что процессы идут.

- То есть будущее у "большого правительства" есть?

В России много современных талантливых людей, и у нас есть все возможности для того, чтобы реализовать идею такого правительства и помочь эффективно решать проблемы людей, обеспечивать стабильное развитие сильной России. В этом общая задача и наших лидеров, и моих коллег по партии, и всех неравнодушных к судьбе страны соотечественников. Вместе мы обязательно победим.