Арсен Каноков: "Главное - чтобы уже в этом году перемены к лучшему ощутила каждая семья, каждый житель республики"

Президент Кабардино-Балкарии в интервью агентству "Интерфакс-Юг" рассказал о важнейших задачах, поставленных перед властями республики, и о перспективах развития на ближайшие годы

Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 11 июля. INTERFAX.RU - На этой неделе президент Кабардино-Балкарии Арсен Каноков выступил с очередным ежегодным посланием парламенту республики. Об основных задачах, поставленных перед властями республики в этом документе, о перспективах развития Кабардино-Балкарии на ближайшие годы, о проблемах, которые необходимо решить, Арсен Каноков рассказал в интервью агентству "Интерфакс-Юг".

В новом послании парламенту Кабардино-Балкарии Вы заявили, что ставите амбициозную задачу вывести республику в число наиболее развитых субъектов Российской Федерации. Насколько эти амбиции обоснованы?

Неоднократно говорил и сейчас повторю: сегодня мы ставим перед собой амбициозную задачу: вывести нашу республику в число наиболее развитых субъектов России. Это далеко не простая, но вполне и реально разрешимая задача. Все необходимые предпосылки для этого у нас имеются, начиная от ясного представления о том, чего мы хотим и как этого достичь. У нас трудолюбивый и высокоинтеллектуальный народ. У нас консолидированное, объединенное общим устремлением общество. И, мне кажется, нет ни одной серьезной причины, которая не позволила бы нам достичь поставленных целей.

Убежден, Кабардино-Балкария уже в ближайшие годы упрочит свою роль как один из наиболее стабильных и благополучных регионов страны. Главное - чтобы уже в этом году перемены к лучшему в своей жизни ощутила каждая семья и каждый житель Кабардино-Балкарии. И мы сделаем все возможное для успешного решения поставленных задач.

Прежде чем говорить о предстоящих в этой связи задачах, не могли бы Вы рассказать об итогах реализации основных положений прошлогоднего послания парламенту Кабардино-Балкарской Республики.

Считаю, что в результате совместных усилий правительства, парламента, структур гражданского общества, бизнес-сообщества нам удалось продвинуться по целому ряду направлений. Постепенно, но все же растет уровень благосостояния граждан. Большие возможности открываются перед людьми для раскрытия их собственного потенциала и участия в решении насущных государственных задач.

В истекшем году сформирован полный пакет программных и стратегических документов, определяющих перспективы развития нашей республики на долгосрочный, средне- и краткосрочный периоды и позволяющих нам вписаться в общероссийские направления развития по профильным и приоритетным для нас отраслям.

Существенно расширились масштабы реализации приоритетных национальных проектов, получены более высокие показатели произведенных вложений в соответствующих отраслях.

В 2007 году разработаны и реализованы программные мероприятия по запуску новых производств, освоению прогрессивных технологий, обеспечивающих выпуск высококонкурентной, импортозамещающей продукции. Разработан ряд перспективных инвестиционных проектов, связанных с горнолыжным отдыхом и оздоровлением, этнографическим туризмом.

Осуществлен комплекс мер по повышению эффективности использования республиканской и муниципальной собственности для активизации инвестиционной деятельности предприятий. В целом же итоги социально-экономического развития республики в 2007 году характеризуются значительным превышением запланированных объемов и параметров. Так, индекс физического объема промышленного производства составил 120,4%, продукции сельского хозяйства - 107,7%. В развитие экономики и социальной сферы инвестировано в 1,7 раза больше средств, чем в 2006 году. Выполнен значительный объем работ в области строительства, превысивший на 21,5% уровень 2006 года. Впервые за последние 15-20 лет в республике в течение года сданы в эксплуатацию 36 объектов. Осуществлен рекордный объем работ в дорожном строительстве. Подъем экономики, наведение порядка в социальной сфере позволили обеспечить рост заработной платы на 23,3%, а ее уровень довести в среднем до 7 тыс. 213,9 рубля. В соответствии с ростом доходов населения развивался потребительский рынок в республике. Розничный товарооборот превысил уровень 2006 года на 12%, открылись новые современные предприятия торговли и общественного питания.

Возрастающие темпы роста экономики и уровня жизни населения обусловили, в свою очередь, существенный рост кредитных вложений, востребованный объем которых только из кредитных организаций республики составил 11,3 млрд рублей или 124% к уровню 2006 года.

В 2007 году достигнута самая высокая за последние несколько лет "отдача экономики" - поступление налогов и неналоговых доходов во все уровни бюджетов составило около 6 млрд рублей. В консолидированный бюджет республики поступило 4,5 млрд рублей собственных доходов.

Эти показатели во многом обеспечены созданной в республике системой государственной поддержки субъектов малого бизнеса. С удовлетворением можно отметить, что действующая у нас инфраструктура поддержки признана одной из лучших в России и вселяет уверенность в ускоренном и эффективном развитии малого и среднего бизнеса.

Успешно реализуются задачи по нацпроектам и демографической политике. И один из заметных результатов - это повышение рождаемости и сокращение смертности. В 2007 году естественный прирост составил 3,3 человека на 1000 населения против 0,6 в 2006 году. Рождаемость возросла на 23%, смертность снизилась на 3% и, что весьма важно, существенно снизилась младенческая смертность. Словом, в 2007 году в республике обеспечен существенный экономический рост во всех отраслях, решены важнейшие вопросы социального обустройства населенных пунктов. Но главное, мы начали решать самые сложные, копившиеся десятилетиями социальные проблемы. Проблемы, с которыми граждане сталкиваются каждый день.

Поэтому у нас имеется достаточно оснований утверждать, что 2007 год стал переломным во всех сферах жизнедеятельности республики, закрепил необратимость позитивных процессов в экономике и социальной сфере, демократизации и оздоровления атмосферы в обществе.

А в ближайшем будущем мы должны сконцентрировать усилия на решении трех ключевых проблем. Первая - это создание равных возможностей для людей. Вторая - формирование мотивации к инновационному поведению. Третья - радикальное повышение эффективности экономики, прежде всего на основе роста производительности труда.

Выступая перед депутатами, Вы подчеркнули, что методы жесткого налогового администрирования уже исчерпали свой ресурс. Что власти республики готовы предложить взамен?

Действительно, жизнь не стоит на месте, и время предъявляет совершенно иные, более высокие требования к нашей работе. Надо сказать, что в условиях тяжелого финансового положения республики методы работы, основанные на жестком налоговом администрировании в сочетании с рационализацией и оптимизацией расходов, были вполне оправданны. Но в чистом виде этот путь уже исчерпал себя. Мы не можем далее полагаться только на эти меры, чрезмерно обременяя налоговой нагрузкой наших производителей, постоянно ограничивая материальные расходы на содержание учреждений бюджетной сферы, ибо это по существу тормозит развитие производства, бизнеса, негативно сказывается на объемах и качестве услуг населению, а в конечном итоге, на благополучии наших граждан.

Выход из ситуации один - добиваться максимального увеличения доходов в бюджет за счет значительного повышения эффективности и интенсификации экономики. Только наличие высокоэффективной экономики позволит нам, с одной стороны, увеличить расходы на содержание и развитие социальной сферы, с другой, - снизить уровень дотационности республики.

Для реализации этой задачи необходимо осуществить скорейшую модернизацию промышленности - базовой отрасли экономики республики. Хотя сегодня вклад промышленности республики в экономический рост высок, доля ее отраслей с высокой добавленной стоимостью остается незначительной. В итоге промышленность формирует не более 16% объема валового регионального продукта.

Поэтому реализация эффективной промышленной политики, диверсификация отрасли остаются важнейшими направлениями стратегии социально-экономического развития республики. Необходимо ускорить переход к наукоемким, инновационным, высокотехнологичным производствам, обеспечивающим выпуск качественной конкурентоспособной продукции и высокий уровень производительности труда.

Основные направления развития промышленного комплекса республики нашли свое отражение в специальной концепции, рассчитанной на 2008-2010 годы. На первом этапе ее реализации, то есть в текущем году, предполагается проведение 17 мероприятий по модернизации действующих и освоению новых производств. В первую очередь, это коснется предприятий радиоэлектронной промышленности республики. Правительству, министерству промышленности, топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства необходимо максимально использовать протокольные решения правительства Российской Федерации для реализации мер по финансовому оздоровлению предприятий радиоэлектронного комплекса.

В текущем году в соответствии с указанной концепцией планируется также строительство завода по производству керамического облицовочного кирпича и керамической черепицы, запуск производства по огранке алмазов и выпуску ювелирных изделий, освоение производства мебели, организация пошива одежды и обуви. Стоимость этих проектов составляет 577 млн рублей.

Ведутся переговоры с потенциальными инвесторами по запуску Тырныаузского горно-обогатительного комбината по созданию в пригороде Нальчика современной промышленной зоны.

Словом, долгосрочные экономические интересы республики требуют проведения активной промышленной политики, и долг правительства, отраслевого министерства подойти к решению этой задачи осмысленно, серьезно, с должной ответственностью. Важнейшим условием устойчивого развития экономики республики, социального благополучия населения является надежное и качественное обеспечение энергетическими ресурсами, повышение эффективности их использования.

Одним из приоритетов социально-экономического развития республики является агропромышленный комплекс. Каковы перспективы его развития?

В ближайшие годы агропромышленное производство должно приобрести стабильно нарастающий характер. Должны произойти ощутимые качественные изменения, выражающиеся в появлении новых современных производств, повышении уровня и качества жизни сельских жителей. Приоритетное внимание должно быть уделено развитию животноводства. Мы должны как можно быстрее обеспечить переход к полному самообеспечению республики мясом и молокопродуктами.

Следует отметить, что сегодня доля продукции, производимой в личных хозяйствах населения и индивидуальными предпринимателями, в общем объеме сельскохозяйственного производства республики велика и связана с глубоким кризисом производства в сельскохозяйственных организациях. Не исправив этот структурный дисбаланс, добиться экономического роста и бюджетной эффективности отрасли мы не сможем. Поэтому основную ставку в развитии сельскохозяйственного производства, в особенности, животноводства, следует сделать на развитие крупных и средних производств за счет реализации эффективных инвестиционных проектов, а также производственной кооперации и интеграции.

Одним из приоритетов в предстоящие годы должна стать реализация программы развития пищевой и перерабатывающей промышленности. Следует активно содействовать формированию и укреплению производственно-хозяйственных связей перерабатывающих предприятий с сельскохозяйственными товаропроизводителями, созданию сырьевой базы как на основе интеграции с сельскохозяйственным производством, так и развития собственной системы заготовок сырья на местах.

Перед нами стоит также архиважная задача - найти оптимальный и верный путь распределения земель сельскохозяйственного назначения. К решению этого вопроса нужно подходить взвешенно и продуманно. Созданная в этих целях представительная комиссия продолжает работу, по результатам которой, надеюсь, нам удастся найти социально справедливое и экономически обоснованное решение по перераспределению земель и созданию равных условий для всех форм хозяйствования.

С самого начала новой властью республики был взят курс на всемерное развитие малого бизнеса.

И от него мы не отступим. Сегодня на республиканском уровне запущено и действует немало различных механизмов государственной поддержки этого важного сегмента экономики. Необходимо обеспечить эффективную работу системы микрофинансирования, включающую муниципальные фонды и кредитные кооперативы. Можно с уверенностью сказать, что стимулирование развития микрофинансирования будет способствовать развитию предпринимательских инициатив граждан, что в свою очередь отразиться на их благосостоянии. И я очень надеюсь, что со стороны местных администраций указанные структуры получат повсеместную поддержку.

Мы должны неукоснительно и в полном объеме реализовать стартовавшую пятилетнюю программу подготовки кадров для экономики республики, в рамках которой планируется обеспечить подготовку предпринимателей, менеджеров и антикризисных управляющих новой формации.

Какие социальные проблемы республиканская власть намерена решить в первую очередь?

Борьба с бедностью остается одной из первостепенных задач на предстоящий период и потребует от нас немало дополнительных усилий. Нас не может устраивать то, что часть работающих имеет пока заработную плату ниже прожиточного минимума трудоспособного населения. Существенно отстает от среднероссийского уровня и среднемесячная заработная плата. Значительных размеров достигают теневые формы оплаты труда.

Необходимо активизировать начатую в прошлом году работу по повышению уровня оплаты труда, легализации скрытой зарплаты, соблюдению законодательства о минимальной заработной плате, тарифных соглашений и коллективных договоров. Серьезные проблемы накопились в вопросах повышения заработной платы в бюджетной сфере. Она по-прежнему недопустимо мала и составляет около 80% от среднереспубликанского уровня.

Еще одна проблема - обеспечение занятости населения. В прошедшем году рост экономики позволил существенно пополнить республиканский банк вакансий. Заявленная работодателями потребность в рабочей силе увеличилась на 47%, что вызвало снижение напряженности на рынке труда. Число претендентов на одно рабочее место снизилось за год с 18 до 11 человек. И все же задача обеспечения занятости трудоспособного населения остается для нас одной из самых актуальных и социально значимых. Необходимо кардинально менять приоритеты деятельности центров занятости. Они должны концентрироваться не только на регистрации безработных, выплате им пособий, а выполнять и более масштабные функции, такие как профориентация, деловая оценка, организованный набор трудовых ресурсов.

В качестве приоритетной на предстоящие годы нами выдвигается и демографическая политика. В республике разработана целевая программа улучшения демографической ситуации на период до 2015 года.

Вопрос конфессионального согласия также очень важен для Кабардино-Балкарии.

Безусловно. Поэтому целью нашей религиозной политики должно стать создание благоприятных условий для позитивного, неконфликтного развития религиозной жизни и укрепления общественно-политической стабильности в республике. Наши усилия должны быть направлены на формирование такой модели государственно-конфессиональных отношений, которая способствовала бы самоорганизации гражданского общества, в развитии которого принимают участие как светские, так и религиозные сообщества.

Необходимо обеспечить координацию деятельности органов государственной власти и религиозных объединений, направленной на обеспечение фундаментальных прав граждан на свободу совести и вероисповедания, а также на наиболее полную реализацию духовного, нравственного и миротворческого потенциала религиозных традиций народов Кабардино-Балкарии. Следует усилить совместную работу по профилактике религиозно-политического экстремизма, утверждению толерантности и веротерпимости в светской и религиозной среде.

Как республиканская власть намерена взаимодействовать с органами местного самоуправления?

Максимальный объем полномочий, который может исполняться более эффективно на местах, должен передаваться на муниципальный уровень. При этом принципиально важно, чтобы передача полномочий осуществлялась вместе с соответствующим объемом финансирования. Мы не вправе перекладывать на муниципалитеты свои обязанности и свою ответственность, не обеспечив необходимыми ресурсами. Подобное просто недопустимо.

С целью стимулирования муниципальных образований в наращивании собственного налогового потенциала необходимо активнее использовать разработанную систему показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления.

Одним из знаменательных событий нынешнего года является 70-летний юбилей законодательного органа государственной власти республики. Каким Вы видите его в будущем?

На нынешнем этапе принято решение пересмотреть численный состав депутатского корпуса, сократив его до 72, и тем самым сделать парламент республики более мобильным. Кроме того, на мой взгляд, надо усовершенствовать работу президиума парламента, фракций, представленных в парламенте, структурирование парламента по комитетам, привести их в соответствие с требованиями новых реалий и стратегических задач, решение которых невозможно без соответствующего законодательного сопровождения.

Хочу особо подчеркнуть: без тесного взаимодействия правительства, республиканских органов исполнительной власти с парламентом, его депутатским корпусом, достичь желаемых результатов будет просто невозможно.

Уже в конце нынешнего года республика вступит в избирательную кампанию по выборам депутатов парламента четвертого созыва. Необходимо провести их на высоком уровне. Ныне Кабардино-Балкария, как и вся Россия, переживает активную фазу партийного строительства. Уже сегодня в стране определились контуры политических сил в виде партий, имеющих свою социальную базу и электорат, складываются цивилизованные формы политической борьбы. Такую же картину мы имеем в Кабардино-Балкарии. При этом, увлекшись борьбой партий за политическое лидерство, мы не должны допускать раскола в кабардино-балкарском обществе.

Не могу не сказать несколько слов о деятельности Кабардино-Балкарского регионального отделения политической партии "Единая Россия". События последних лет продемонстрировали неуклонный рост авторитета этой партии среди населения республики.

Вместе с тем нельзя забывать о пагубности однопартийной системы и монополизма одной политической силы. Поэтому мы должны содействовать становлению в республике реальной многопартийной системы, укреплению в обществе демократических принципов ради предоставления обществу различных альтернативных идеологий и программ. В то же время хотел бы предостеречь все политические силы от пустых обещаний населению, популистских идей и необоснованных обвинений друг друга. Мы категорически против любых радикальных лозунгов и действий, несущих угрозу общественной стабильности в Кабардино-Балкарии.

А какова роль неполитических общественных объединений?

Неполитические общественные объединения являются самым многочисленным и динамично развивающимся институтом гражданского общества в Кабардино-Балкарии. Важным каналом роста их влияния стал Общественно-консультативный совет при президенте КБР. Его деятельность свидетельствует о зрелости общественных объединений. Есть все основания рассчитывать на дальнейшую конструктивную работу Общественно-консультативного совета.

Мы и впредь будем активно вести открытый честный диалог с общественными организациями, привлекать их к решению общих задач во имя благополучия и дальнейшего развития республики.

Однако и общественность должна проникнуться ответственностью за все, что происходит в республике. Категорически не приемлю самоустранение и роль стороннего наблюдателя со стороны общественности, когда отдельные деструктивные силы предпринимают попытки дестабилизировать ситуацию в республике. Особенно важно противостоять попыткам отдельных граждан, покушающихся на самое дорогое, что у нас есть, - межнациональный мир и согласие. К большому сожалению, не перевелись у нас еще претенденты на роль "спасителей нации", которые самовольно наделяют себя полномочиями выразителей интересов всего народа, представляют его интересы и говорят от его имени. Более того, по моему убеждению, только представительные органы власти в лице избранников народа, за которых голосовало население, правомочны говорить от имени народа. Думаю, это необходимо закрепить законодательно, и парламент республики в этом нас поддержит, выступив с соответствующей законодательной инициативой в Государственной Думе Российской Федерации.

Неоднократно говорил, повторю еще раз, что никому не позволю расшатать ситуацию в республике, какими бы лозунгами и идеями они не руководствовались. Любые действия, несущие угрозу стабильности и общественной безопасности, будут пресекаться по всей строгости закона.