Кто поплатится за "Прогресс"
Ответственными за космические аварии могут сделаться коммерческие структуры, чьи действия к этим авариям и привели. Это предложение выдвинули в Генеральной прокуратуре
Москва. 18 октября. INTERFAX.RU - В Генпрокуратуре РФ считают, что необходимо призвать к уголовной ответственности коммерческие структуры, косвенно повинные в авариях в космосе. Как сообщила "Интерфаксу" официальный представитель ведомства Марина Гриднева, предлагается привлечь к ответственности тех работников, кто "способствовал происшествиям в сфере космической деятельности, если это повлекло причинение крупного ущерба". По ее словам, предлагается уголовно наказывать в тех случаях, когда аварии нанесли крупный ущерб или повлекли существенное нарушение прав граждан и организаций.
Четырнадцатого августа был осуществлен пуск ракеты-носителя "Протон-М" с разгонным блоком "Бриз-М" и космическим аппаратом "Экспресс-АМ4" с космодрома Байконур. В итоге, в результате ошибок при формировании циклограммы работы "Бриз-М", наблюдаемый длительное время спутник был утерян, поскольку его не вывели на расчетную орбиту. Тогда уже 24 августа с Байконура стартовала ракета-носитель "Союз-У" с грузовым кораблем "Прогресс-М-12М". Однако произошла авария двигательной установки третьей ступени ракеты-носителя, поэтому корабль также не был выведен на орбиту, а обломки третьей ступени упали на Алтае. Была создана комиссия по расследованию неудачного пуска, члены которой установили, что причиной нештатной работы двигательной установки третьей ступени стало "уменьшение расхода горючего в газогенераторе вследствие засорения тракта его подачи".
Экипаж, возвратившийся с Международной космической станции на Землю, очень сильно переживал потерю грузового корабля "Прогресс М-12М". "Потеря любой техники - это удар для профессионалов, а тем более в нашей отрасли. Ракета-носитель, которая выводила корабль, запускает на орбиту и пилотируемые корабли. Мы очень сильно переживали и понимали, что это может повлечь за собой определенные трудности в реализации пилотируемой программы", - сказал командир корабля "Союз ТМА-21" российский космонавт Александр Самокутяев на послеполетной пресс-конференции в подмосковном Центре подготовки космонавтов. По его словам, авария при запуске грузового корабля также поставила определенные вопросы по реализации экспериментов на Международной космической станции, так как корабль "Прогресс" должен был доставить оборудование для этих экспериментов.
Российский космонавт Андрей Борисенко сказал, что авария при запуске грузовика была расчетной нештатной ситуацией. К счастью, трагедией для экипажа происходящее все равно обернуться бы не могло - начальник Центра подготовки космонавтов Сергей Крикалев сказал, что обычная программа Международной космической станции формируется таким образом, что потеря одного корабля, будь то европейский, американский или российский, не должна повлиять на реализацию программы. "Запасы пищи и воды на станции формируются так, чтобы экипаж в случае потери корабля их не экономил", - отметил он. По его словам, в этом случае с точки зрения обеспечения кислородом, удаления углекислого газа, воды и пищи на станции все было с запасом.
За всем происходящим, как напомнила Гриднева, наблюдало надзорное ведомство по поручению Генпрокурора РФ. Оно и внесло в адрес руководителей Роскосмоса представление с предложением привлечь виновных в аварии к дисциплинарной и материальной ответственности, принять меры к взысканию с виновных юридических лиц причиненного государству ущерба. "Установлено, что оба инцидента произошли по причине небрежности работников государственных предприятий космической отрасли, подведомственных Федеральному космическому агентству, при проведении проверочных мероприятий, а также отсутствия со стороны Роскосмоса надлежащего контроля за принятием уполномоченными лицами соответствующих решений", - заявила "Интерфаксу" Гриднева.