Спор на выделенной полосе

Пока московские чиновники говорят об успехе реализации внедрения в городе выделенных полос, критика в адрес тех, кто "нарисовал" полосы, не стихает. Эксперты указывают, что организация полос требует тщательного предварительного анализа

Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 11 октября. INTERFAX.RU – Московские власти, поставившие себе задачу переломить ситуацию с московским трафиком в сторону всеобщего удобства и удовольствия, изначально заявляли, что одним из приоритетов будет развитие системы общественного транспорта, в частности, наземного. Ускорение автобусов и троллейбусов по Москве уже организовано путем создания многочисленных выделенных полос с новенькими "кирпичами" и камерами, которые будут засекать водителей-нарушителей, мешающих движению общественного транспорта. Полосы выделили, пара бравурных репортажей прошла по телевидению – водители автобусов сообщали, что у них началась новая жизнь, глава ГУП "Мосгортранс" заявил, что скорость движения общественного транспорта выросла на освоенных участках на 20-30%, а пенсионеры рассказывали мэру, как они благодарны.

12 октября Сергей Собянин пообщался с людьми, ожидавшими автобус на остановке, и поинтересовался их мнением о нововведении. "Здесь стараемся улучшить автобусное движение, выделенную полосу сделали, чтобы машины не мешали двигаться автобусам. Как вам?" - обратился мэр к пожилой паре. Пенсионеры ответили: "Замечательно. Раньше до метро надо было ехать час, теперь 15-20 минут".

Всего в этом году в Москве планируется организовать почти 229 км выделенных полос для движения общественного транспорта на 16 направлениях, в том числе с выходом на МКАД по 12 вылетным магистралям. Работы должны быть завершены до конца октября. Уже введено в эксплуатацию 42,5 км выделенных полос на 9 направлениях. Среди них проспект Андропова, Ленинградский проспект, Боровское шоссе, Щелковское шоссе, Волоколамское шоссе, проспект Вернадского, Пятницкое шоссе, Липецкая улица.

Кто не прав

И вроде бы все хорошо, но без конфуза не обошлось. Представители Московского центра по борьбе с пробками внезапно заявили, что выделенные полосы стали дополнительным катализатором пробок и даже пригрозил забастовками водителей. "Из-за них (выделенных полос – ИФ) в ноябре-декабре столицу ожидают рекордные пробки. Для чего полосы придуманы? Чтобы водитель мог пересесть на общественный транспорт, отказавшись от машины. А такой альтернативы не предоставляется, потому что полосы неэффективны, они ведут из ниоткуда в никуда", - цитировал "Коммерсант" главу Центра Александра Шумского. Он также предупредил, что в результате "могут начаться забастовки водителей" и "центр готов возглавить протестное движение". Правда, как отмечало издание, столько резкое выступление Шумского может быть попыткой оказать давление на власти, с которыми у его организации возникли некоторые финансовые недоразумения.

За работу принялись и специалисты аналитического центра "Яндекс.Пробки". По их мнению, в настоящий момент полосы еще не превратились в проблему. "Выделенные полосы для общественного транспорта в большинстве случаев существенно не повлияли на автомобильные пробки. По данным "Яндекс.Пробок", средние скорости движения потока автомобилистов на участках, где были введены полосы, остались примерно такими же, как и до изменений. Так, например, на участке Волоколамского шоссе с выделенной полосой в вечерние часы пик скорость потока машин в сторону области, как и раньше, опускается до 10 км/ч, а на Звенигородском шоссе в утреннний час пик в сторону центра минимальная скорость потока по-прежнему составляет 20 км/ч", - сообщил "Интерфаксу" специалист данного центра Леонид Медников. Он также указал, что ранее из-за припаркованных автомобилей все равно движение в правых рядах было затруднено.

Казалось бы, можно расслабиться. Однако эксперты "Яндекс.Пробок" указали на то, что в столь часто превозносимой московскими властями системе есть одна уязвимость. Собственно, на нее уже обратили внимание и московские водители. Создается впечатление, что во многих случаях эти полосы не столько создаются обдуманно, сколько "рисуют" без учета реальной ситуации с обеспеченностью и необходимостью в подобной полосе.

"С точки зрения общественного транспорта, выделенные полосы себя оправдывают не везде. Согласно данным сервиса "Яндекс.Карты", по некоторым выделенным полосам проходит всего один маршрут, а интервалы составляют по 15-20 минут - например, на Проспекте 60-летия Октября или на Звенигородском шоссе. Более того, в первом случае вдоль наземного маршрута проходит линия метро", - указал Леонид Медников.

Следование зарубежной моде

Отчасти согласны с аргументами критиков выделенных полос и специалисты. "Никакого беспроигрышного варианта в данной ситуации нет, нужно изучать движение по тому или иному проспекту, улице, магистрали, оценивать, как меняется интенсивность движения в течение дня, насколько часто бывает это состояние, когда люди едут со скоростью 5 км/ч. После того, как это будет изучено, можно принимать аргументированное решение, а пока это следование зарубежной моде, которое может привести к негативным последствиям", - заявил Interfax.ru Владимир Носов, заведующий кафедрой строительства и эксплуатации дорог, проректор МАДИ.

Он отметил, что в ряде случае создание таких полос, действительно, дало существенный положительный эффект, однако и негативного не избежать. "На мой взгляд, в нашей ситуации, учитывая, что значительная часть наших магистралей работает в режиме большой перегрузки, то в часы пик это может приводить к негативным последствиям. Когда полоса для общественного транспорта не очень загружена, поскольку интенсивность движения автобусов существенно ниже, чем на полосах, расположенных рядом, это уменьшает общую пропускную способность магистралей. Величина этих пробок, в которых стоят частные автомобили, будет существенно больше чем была, и у людей, которые сидят за рулем автомобиля эта ситуация ничего кроме недовольства взывать не может, или желания ехать на эту полосу, отведенную для общественного транспорта", - указал эксперт.

Для того, чтобы ситуация пришла в какую-то желаемую норму, нужно, по его мнению, во-первых, отучить людей нарушать правила, а это непростая задача. "Нужно внимательно изучать этот вопрос и сравнивать процент людей, которые получают положительный эффект (те, кто пользуется общественным транспортом), и процент тех, кто получил отрицательный эффект (снижение пропускной способности). И только после этого смотреть, улучшается ситуация или ухудшается. А так вот разговаривать – это гадание на кофейной гуще", - резюмировал Владимир Носов.

Любите ли вы общественный транспорт

Если побеседовать не с пенсионерами на остановке, а с чуть более молодыми москвичами, часть из которых имеет возможность выбирать между личным и общественным транспортом, выясняется, что даже ускорение движения не делает автобусы и троллейбусы более привлекательным средством передвижения по городу. Претензий к транспорту более чем достаточно: это и его состояние, и некомфортные условия в салонах в холодное время года, отсутствие единой системы оплаты разных видов общественного транспорта и даже его дороговизна – "если не рассматривать стоимость машины, то ежедневные расходы на нее зачастую меньше, чем на общественный транспорт".

Небольшой опрос, проведенный в группе "Интерфакса" в Facebook показал аналогичные результаты: подавляющее большинство из тех, кого мы спросили "готовы ли вы отказаться от личного транспорта в пользу общественного", ответили, что нет, так как людям дороже комфорт (165 человек), а также их не устраивают существующие маршруты, тарифы и система оплаты проезда (20 человек). Пересесть на троллейбусы и автобусы готовы 94 человека в том случае, если все эти недостатки будут устранены. И лишь 36 человек заявили, что уже поменяли личный транспорт на городской.

Предъявляются претензии к работе столичных транспортников и схожие с теми, на которые указали выше эксперты. "C тем как эти полосы рисуют, реальный ужас: во множестве мест сплошную линию нарисовали, но не обозначили полосу как полосу для общественного транспорта: ни знаков, ни букв А на асфальте. В итоге непонятно, можно ехать по этой линии или нет. И, если можно, то на фига сплошная и как на нее заехать? А еще примерно неделю в мой двор по правилам вообще нельзя было свернуть: просто не было соответствующего разрыва в сплошной. Правда, вчера, вроде, уже исправили", - пишут в блогах.

"Есть вопрос по вновь проложенной выделенной полосе для общественного транспорта по шоссе Энтузиастов в центр. На участке от трамвайного депо до м. Авиамоторная, - оная там от силы 100м. по мосту через ж/д Казанского направления, но при этом она "украла" для перестроения на поворот под этот мост на ул. Авиамоторная в сторону м. Семеновская и под мост на ул. Авиамоторную в сторону ул. 5-я Кабельная. Теперь дополнительный затор образуется из-за машин, которые раньше сразу уходили направо, а теперь вынуждены вместе со всеми стоять (и создавать) в заторе, чтобы на последних 10-ти метрах моста перестроиться и повернуть направо. При этом смысла этой выделенной полосы в этом месте я не понимаю, все равно автобус/троллейбус вместе со всеми стоят в пробке... Большой жирный неуд чиновникам, нарисовавшим там эту бестолковщину", - жалуются пользователи сайта probok.net все того же Московского центра по борьбе с пробками. К слову, такая ситуация наблюдается сейчас на большинстве мостов со съездами на различные магистрали и пересекшими их выделенными полосами.

"Выделенные полосы делаются на вылетных магистралях. Утром по ним в центр идет огромный поток машин преимущественно из области, вечером - обратно. Как правило, эти магистрали идут вдоль веток метро, поэтому автобусные маршруты там маловостребованы. Кроме того, поток машин из-за МКАДа идет с самого утра - примерно с 6:30, к 7:00-7:30 уже чудовищные пробки. Люди, перед которыми не стоит проблема пересечения МКАДа, в это время на автобусах никуда не едут, если уж понадобилось, пользуются метро. И выделенные полосы ситуацию усугубляют", - пишут в Facebook.

Права автомобилиста

Правозащитник и автомобилист, лидер движения "За права человека" Лев Пономарев считает, что решение властей в массовом порядке организовать выделенные полосы для общественного транспорта в Москве приведет к транспортному коллапсу. "Одно дело - когда выделенная полоса изначально закладывается в проект строительства дороги. Другое дело, когда в Москве, которая и так стоит в пробках, автомобилистов лишают полосы. Ежу понятно - будет хуже", - заявил он "Интерфаксу" в четверг.

По его словам, власти хотят защитить права людей, которые пользуются общественным транспортом, но ущемляют при этом права автомобилистов. "Они хотят заставить автомобилистов пересесть на городской транспорт. В этом смысле они действуют последовательно", - сказал Пономарев. "С точки зрения защиты прав автомобилистов - это плохо. Если действительно прижмут и будет коллапс, будем протестовать", - заявил правозащитник.

План без ссылки

Если обратиться к "Комплексному плану мэра Москвы по решению проблем Московского транспортного узла", обнародованному в ноябре 2010 г., мы увидим, что в настоящий момент власти четко выполнили пункт 6.10 "Организация выделенных полос для приоритетного движения общественного транспорта" в количестве 26 штук. В числе прочих предложений, которые содержались в это плане, предусматривалось увеличение доли общественного транспорта большей вместимости, строгое исполнение графика движения, замена маршруток на транспорт большей вместимости, строительство крупных транспортно-пересадочных узлов, развитие скоростного наземного транспорта, вывод объектов мелкорозничной торговли из зоны остановки, ограничение движения пассажирского иногороднего транспорта, а также ликвидация троллейбусов на центральных улицах. Сколько из этих пунктов уже реализовано, вы можете оценить сами.

Отметим, что план, в свое время с помпой вывешенной на главной странице мэрии, в настоящее время по присвоенному ему тогда адресу недоступен.

Новости