Керосина опять не хватает?
Проблемы с поставкой авиационного топлива в московском авиаузле, которые начались в конце августа, до сих пор не решены, утверждают источники
Москва. 30 сентября. FINMARKET.RU - Дефицит авиационного топлива в московском авиаузле в октябре может составить 30-50 тыс. тонн, сообщил "Интерфаксу" источник в нефтяной отрасли. По его словам, проблемы с поставкой авиационного топлива, которые начались в конце августа, до сих пор не решены. "Спрос превышает предложение, авиакеросин до сих пор проблематично купить на бирже, его практически нет", - заявил собеседник агентства.
Дефицит керосина связан с увеличением объема авиаперевозок, крупным заказом Минобороны и остановкой ряда НПЗ на профилактику. "Минобороны забирает большой объем, который предназначался для авиакомпаний. Весной они практически ничего не закупали, а в августе и сентябре забирали почти весь объем", - сообщил источник.
Второй источник "Интерфакса" подтвердил эту информацию, добавив, что многим авиакомпаниям нефтяники не подтверждают заказанные объемы топлива. "Есть проблемы у "Владивостокавиа", им не подтвердили объемы, у "Трансаэро" и "Аэрофлота" с топливом проблем пока нет. Но дефицит авиатоплива в московском авиаузле в сентябре-октябре будет на уровне 30-50 тыс. тонн - это тот объем, который не в состоянии обеспечить производители", - рассказал собеседник агентства.
Третий источник добавил, что московский аэропорт "Домодедово" запросил дополнительный объем авиакеросина на октябрь в размере 10 тыс. тонн.
"При контрактовании топлива на октябрь только один поставщик - ТНК-BP - отказался подтвердить необходимые объемы поставок в "Домодедово". Аэропорт рассчитывает на урегулирование этой ситуации и на то, что все запрошенные объемы топлива поступят полностью", - сообщили "Интерфаксу" в пресс-службе "Домодедово", отметив, что в сентябре 2011 г. ТНК-BP также отказала аэропорту в поставке топлива.
В пресс-службе ТНК-ВР "Интерфаксу" заявили, что компания "точно в срок и в полном объеме выполняла и будет выполнять обязательства по поставке нефтепродуктов в рамках заключенных контрактов". "У ТНК-ВР нет обязательств по поставке авиатоплива в аэропорт "Домодедово". Компания наращивает производство авиакеросина, но сложившаяся на рынке ситуация повышенного спроса на данный вид продукции не позволяет удовлетворить запросы всех потребителей", - сообщили в пресс-службе.
В пресс-службе "Домодедово" добавили, что во исполнение постановления правительства о недискриминационном доступе к услугам, в аэропорту созданы условия для того, чтобы перевозчики самостоятельно закупали и хранили авиатопливо.
"Таким образом, более 80% заправляемого в аэропорту "Домодедово" авиатоплива авиакомпании закупают самостоятельно по прямым договорам с производителями, и лишь 20% закупают топливо в ТЗК аэропорта", - добавили в компании.
Вместе с тем, согласно официальным данным Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи в период с 22 по 27 сентября не было заключено ни одной сделки по продаже авиационного керосина (ТС-1). 28 сентября была заключена одна сделка по продаже ТС-1, ее объем 10 тыс. тонн. На пятничных торгах авиационный керосин не продавался.
"Спрос на бирже есть, но нефтяники керосин не выставляют. Сейчас они поставляют его по прямым контрактам с авиакомпаниями по цене 25-26 тыс. руб. за тонну. Если выставить керосин на биржу, то его цена моментально выросла бы до 30 тыс. руб. за тонну, что привело бы к вопросам от ФАС, почему авиакеросин на бирже по 30 тыс. руб., а по прямым контрактам - 26 тыс. руб.", - пояснил источник "Интерфакса" в одной из нефтяных компаний.
В то же время, представитель Минэнерго сообщил "Интерфаксу", что объем законтрактованного на октябрь топлива в аэропортах московского авиаузла составляет около 95% от необходимого объема. По данным ведомства, аэропорты Шереметьево, Домодедово и Внуково суммарно заключили контракты на поставку 301 тыс. тонн авикеросина, в то время как потребности этих аэропортов в топливе оценивается в 318 тыс. тонн.
Представитель Минэнерго подчеркнул, что в сентябре авиакомпании выбрали на 6% меньше законтрактованных объемов авиакеросина. "Если сентябрьская ситуация повторится в октябре, эти объемы могут превысить фактическую потребность московского авиаузла", - сказал он. В связи с этим заявления о нехватке или недопоставке топлива звучат необоснованно, добавил представитель Минэнерго.
Таким образом, Минэнерго не ожидает проблем с поставками топлива со стороны нефтяных компаний.
С другой стороны, заявил представитель Минэнерго, "существует ряд других проблем, не связанных с производством топлива: транспорт, объем мощностей для хранения, своевременность проплат по договорам и т.д.". "Это коммерческие вопросы, и мы надеемся на их скорейшее урегулирование", - отметил представитель ведомства.
Он добавил, что в случае необходимости "в целях создания "запаса прочности" возможен выпуск авиакеросина из Росрезерва".
Как сообщалось, в начале сентября ситуация с поставкой авиационного керосина в аэропорты московского авиаузла стала предметом пристального внимания властей. Росавиация заявила, что обратится в Росрезерв с просьбой поставить 180 тыс. тонн топлива в аэропорты Москвы, а также попросит нефтяников восстановить поставки авиакеросина в полном объеме, а затем увеличить их на 10%.
1 сентября состоялось совещание с участием представителей Минэнерго, Минтранса, топливозаправочных компаний московского авиационного узла, а также основных поставщиков авиатоплива - ООО "ЛУКОЙЛ-Аэро", ЗАО "Газпромнефть-Аэро", ОАО "НК" Роснефть", ОАО "ТНК-ВР". "Участники совещания пришли к выводу, что снижение запасов топлива вызвано резким сокращением производства авиакеросина, а также возможным отвлечением его объемов на производство зимнего дизтоплива", - сообщала Росавиация.
Минтранс подготовил проект приказа об увеличении запасов топлива в аэропортах с трех до десяти суток. Однако, по данным источников "Интерфакса", Росрезерв пока так и не был распечатан.