Инвесторы Yandex испугались Google
Приключения крупнейшей российской интернет-компании на американской бирже впору заносить в учебник, как наглядные примеры плюсов и минусов публичного статуса
Москва. 29 сентября. INTERFAX.RU - В мае этого года "Яндекс" провел триумфальное IPO на Nasdaq, его акции вызвали ажиотажный спрос. Размещение прошло по верхней границе ($25) уже повышенного в ходе road show диапазона, а в первый день торгов котировки акций Yandex N.V. выросли на 55%.
Однако почивать на лаврах компании не пришлось - оказалось, что западные инвесторы, выдавшие "Яндексу" столь высокие авансы при размещении, склонны очень жестко реагировать на любые сигналы о том, что компания может не оправдать их ожиданий.
Уже спустя два месяца после IPO, 28 июля, котировки "Яндекса" обрушились на 6,5% - это произошло после публикации отчетности компании за II квартал. Опубликованные итоги оказались хорошими, но рынок ждал еще большего, отмечали аналитики.
В минувшую среду капитализации "Яндекса" был нанесен еще больший урон - котировки рухнули на 13,1% - до $22,9 за акцию. Это почти вдвое ниже максимальной рыночной цены после майского IPO - $42,01. Для падения акций был повод - на компании начали сказываться агрессивные действия ее основного конкурента Google. С другой стороны, падение котировок было явно несоразмерно с масштабом проблем "Яндекса". Сама компания объяснила столь негативную реакцию инвесторов своей излишней прямолинейностью в общении с ними.
В четверг акции "Яндекса" начали расти и впервые минуты торгов подорожали более чем на 5%. Затем началась коррекция, и рост составил около 1,5%.
Мрачный "Яндекс"
Обрушению котировок в среду предшествовала встреча менеджмента "Яндекса" с представителями нескольких хедж-фондов, которые в числе прочих вопросов поинтересовались падением доли поискового рынка "Яндекса" в России (по данным Liveinternet, доля "Яндекса" в сентябре снизилась до 61,4% с 63% запросов).
"Ответы нашего CEO Аркадия Воложа на эти вопросы, как обычно, откровенные и прямые, возможно, были неправильно истолкованы как очень мрачные и пессимистичные", - говорится в обращении "Яндекса" к инвесторам, опубликованном в блоге американского делового издания Barron's.
"Как вы знаете, Аркадий высоко ценит компанию, которую построил, и снижение доли в поиске находится в фокусе его внимания. Его откровенность могла быть интерпретирована как пессимизм относительно будущего компании", - отмечается в письме.
В этом же документе "Яндекс" объясняет инвесторам, что причины сокращения доли рынка компании стали усиление позиций в России поискового браузера Google Chrome вкупе с "рядом небольших факторов, которые можно в общем охарактеризовать как усиление конкурентного давления Google".
Для того, чтобы заметить это усиление, не надо быть специалистом IT-рынка - в последнее время американский интернет-гигант обрушил на российских потребителей вал рекламы в эфире федеральных телеканалов.
Кроме того, Google недавно исключил из своего браузера Chrome возможность выбора поисковой системы. Теперь пользователь, установивший Chrome, по умолчанию может пользоваться только поиском Google. Возможность выбора поиска недоступна в Chrome только для российских интернет-юзеров, в других странах мира такое ограничение отсутствует.
Очевидно, что конкуренция между Google, который является доминирующим игроком на рынке интернет-поиска почти во всем мире (кроме России, Южной Кореи, Чехии, Китая и Японии) и "Яндексом", который, выйдя недавно на турецкий рынок, четко обозначил свои международные амбиции, обострилась.
Вопрос в том, каковы шансы Google существенно потеснить "Яндекс" на российском рынке и насколько оправдана тревога инвесторов.
Доля найдется?
Сам "Яндекс" полагает, что справится с конкурентом. "Несмотря на проблемы с долей поиска, мы сохраняем оптимизм по поводу будущего компании. Мы также хотим отметить, что Liveinternet - не единственный инструмент для измерения качества поиска, хотя и важный барометр. У компании есть успешный опыт преодоления схожих проблем в прошлом - в 2007-2008 годах", - говорится в сообщении "Яндекса".
В истории крупнейшего российского поисковика уже были значительные колебания доли рынка. Так, если в январе 2007 года она составляла, по данным Liveinternet, 58,1%, то к марту следующего года снизилась до 53,5%. Однако затем "Яндекс" переломил ситуацию, и в январе 2009 года доля выросла до 56,4%, а год спустя достигла 60%.
Дэвид Рейнолдс из инвесткомпании Jefferies & Co., процитированный в блоге Barron's, отмечает, что Google увеличил свой маркетинговый бюджет в России, что привело к снижению доли "Яндекса", но речи о глобальной трансформации рынка не идет. "Такие колебания происходят время от времени", - отметил он. "Это начало тектонического сдвига в России? Я полагаю, что нет", - отметил Рейнолдс.
Реальная проблема, по его мнению, в другом: у "Яндекса" отличные технологии и хороший бизнес, но компании надо учиться хорошо позиционировать себя. "Мне представляется наивным развлекать менеджеров хедж-фондов всего за три дня до окончания квартала", - прокомментировал Рейнолдс злосчастную встречу с инвесторами.
Чтобы говорить об устойчивой рыночной тенденции, необходимо 3-6 месяцев, уверен аналитик Deutsche Bank Марк Никли. Кроме того, большинство клиентов "Яндекса", размещающих рекламу - малые и средние предприятия, и Google надо постараться, чтобы переманить их к себе, считает Никли.
Аналитик ФК "Открытие" Александр Венгранович отметил, что в настоящее время "Яндекс" более популярен у российских пользователей за счет сервисов, которые пока работают лучше с точки зрения локализации. "Компания очень много денег тратит на разработку - у нее очень большой capex относительно выручки, - считает Венгранович. - Если Google тратит на разработки где-то 15-20% от выручки, то "Яндекс" - 33%, и пока нет никаких сигналов, что эта картина будет меняться".
Юлий Матевосов из Альфа-банка менее оптимистичен: "Яндекс" по определению находится в рискованном положении, поскольку он самый крупный, и от него чисто математически легче и проще откусить долю".
Попытки защитить свою долю рынка будут стоить "Яндексу" дорого, полагает Матевосов. По его словам, так происходит на любом рынке - когда лидирующий игрок старается сохранить долю рынка, он начинает терять в прибыльности.
"Заявления компании о сохранении темпов роста выручки за 2011 год вряд ли успокоили инвесторов, ведь их интересует более долгосрочная перспектива, и они понимают, что конкуренция на этом рынке сегодня жесткая, а завтра будет еще более жесткой", - полагает Матевосов.
"Мне, как простому потребителю, было удивительно увидеть рекламу Google на телевидении, а про "Яндекс" я такого вспомнить не могу, - отметил он. - Поэтому очевидно, что "Яндексу" также придется больше тратиться на свою рекламу и позиционирование".
"Яндекс" активно продвигался в начале этого года, отметил Венгранович - у компании были большие расходы на наружную рекламу и маркетинг. "Такая активность будет регулярной, но не постоянной, - считает аналитик. - Закончилась кампания у "Яндекса", и Google запустил свою. Причем, возможно, как раз под влиянием кампании "Яндекса".
Венгранович уверен, что говорить о падении доли "Яндекса" на российском рынке поиска преждевременно. "Пока мы имеем статистику только за один месяц, и, насколько я понимаю, все аналитики сейчас прогнозируют стабильную рыночную долю "Яндекса" на ближайшие годы на уровне 60-65%".
В истории Google уже были попытки одолеть мощных локальных игроков. Если борьба с китайским Baidu завершилась поражением американской компании, то в Чехии Google удалось "отъесть" существенную долю у местного лидера Seznam. На это потребовалось около трех лет: в 2008 году доля Google на поисковом рынке в Чехии составляла лишь 30%, но к началу этого года два поисковика почти сравнялись.
В России доля Google за последние три года изменилась незначительно - по итогам августа 2008 года она составляла 22,1%, в минувшем месяце - 23,7%.