Давайте вспомним "Титаник"

Московский межрегиональный транспортный прокурор Владимир Тюльков в интервью "Интерфаксу" рассказал о состоянии авиационного парка, проблемах речного флота и состоянии безопасности на транспорте

Москва. 20 сентября. INTERFAX.RU - В последнее время в России произошло несколько ЧП на транспорте. О состоянии авиационного парка, проблемах речного флота и состоянии безопасности на транспорте "Интерфаксу" рассказал Московский межрегиональный транспортный прокурор Владимир Тюльков.

- Первый вопрос, безусловно, связан с серией катастроф на воде, произошедших в летний сезон. Это катастрофа с теплоходом "Булгария", а также два столкновения в акватории Москвы-реки, вследствие чего погибли люди. Прокуратурой были организованы проверки. Каковы их результаты?

- Сразу после катастрофы теплохода "Булгария", как вы помните, генеральный прокурор Российской Федерации Юрий Чайка поручил всем транспортным прокурорам проверить исполнение законодательства при освидетельствовании судов, правомерности выдачи разрешительных документов, а также осуществлении территориальными органами Ространснадзора контрольных и надзорных полномочий за соблюдением законодательства о внутреннем водном транспорте. Проверки речных судов и компаний проводятся прокуратурой регулярно, не реже двух раз в год, но после катастрофы в Татарстане, мы провели тотальную проверку всех речных судов в Московском транспортном регионе, как самостоятельно, так и с привлечением специалистов контролирующих органов.

И результаты её оказались достаточно тревожными. 90% речных судов, курсирующих в зоне ответственности Московской межрегиональной транспортной прокуратуры, эксплуатируются с нарушением требований по безопасности. В результате совместных мероприятий с контролирующими органами эксплуатация 23 пассажирских теплоходов была приостановлена.

- Цифры действительно тревожные. Но каков характер нарушений? Сами судоводители, например, утверждают, что Ваши сотрудники придирались по мелочам...

- Мелочей при рассмотрении вопроса о безопасности движения вообще и водного транспорта в частности, не бывает! Обывателю какие-то моменты кажутся не существенными, владельцы судов говорят о "мелочных придирках". Но давайте вспомним "Титаник". В начале XX века причиной гибели сотен людей стало недостаточное количество спасательных средств, а при проверках в начале XXI века, мы выявляем те же самые нарушения. Неужели история ничему не учит?

Давайте разбираться. Отсутствие спасательных кругов, отсутствие раскрывающихся спасательных плотов - это придирка? Конечно, каждый в глубине души уверен, что с ним ничего не случится. Но эти требования действительно написаны кровью. И даже отсутствие одного-двух спасательных кругов является основанием для запрета эксплуатации всего судна.

Знаете, как это происходит? Очень просто. Перед контрольной проверкой берут неподписанный спасательный круг с другого корабля, так же поступают со спасательными плотами, огнетушителями, пожарными рукавами... А стоит инспекторам подписать документы - всё это возвращают хозяевам, и судно уходит в рейс.

В этот раз мы проводили проверки внезапно, и они оказались результативными. Выявили явную недостаточность индивидуальных спасательных средств - жилетов и кругов, их неисправность и несоответствие требованиям, а так же отсутствие сигнальных ракет и фальшфейеров в шлюпках. Выявили отсутствие на кораблях действующих лоцманских карт, что просто немыслимо в современных очень сложных условиях на акваториях. Нам часто говорят, что карты уже не нужны, есть же качественные навигаторы. Но в электронных картах почти всегда нет современной обстановки, не указаны затонувшие недавно корабли. Да и электронные карты требуют обновления, а владельцы об этом часто просто не задумываются...

Но это ещё полбеды... Допускается эксплуатация судов в неисправном состоянии, без необходимой разрешительной документации, с неукомплектованным экипажем. Нарушаются нормы предельной загрузки судов. Не обеспечивается пожарная безопасность на внутреннем водном транспорте, не проводится проверка наличия и готовности к действию огнетушителей, средства пожаротушения находятся в негодном состоянии. Команды, которые должны в случае ЧП заботиться о пассажирах, сами не знают не только маршруты эвакуации, но, как выяснилось, зачастую представления не имеют о своих собственных судах.

Услуги по заправке судов оказываются с грубейшими нарушениями, что может повлечь тяжкие последствия для жизни людей, и я уж не говорю об угрозе для речной флоры и фауны.

Серьезные нарекания вызывает деятельность территориальных органов контроля и надзора. Так, Центральное управление государственного речного надзора (ЦУГРН) не всегда имеет объективную информацию о состоянии безопасности на водном транспорте, должным образом не осуществляется работа по выявлению нарушений в данной сфере, надлежаще не контролируется деятельность линейных отделов, не всегда осуществляется контроль за исполнением предписаний и т.д.

Только в ходе этой проверки прокурорами было внесено 27 представлений в адрес судовладельцев и контролирующих органов, принесён 21 протест, заявлено в суды три иска, возбуждено 66 дел об административных правонарушениях. И напрашивается печальный вывод - несмотря на хорошие отчёты контролирующих органов, состояние законности на водных объектах не отвечает должным образом требованиям федерального законодательства.

После катастроф маломерных судов мы провели проверку и Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России. Там тоже выявлены нарушения, и их не мало... Вызывает вопросы порядок выдачи талонов техосмотра на маломерные суда. Так, капитан затонувшего катера, судя по документам, техосмотр прошёл 9 мая, а в этот день ГИМС не работал. Он неоднократно штрафовался за превышение количества перевозимых пассажиров, но и в день катастрофы на борту было больше людей, чем разрешено.

Не буду подробно останавливаться. Назову лишь цифры. Выявлено 339 нарушений закона в сфере безопасности эксплуатации маломерных судов и в деятельности органов ГИМС МЧС России.

Работа на данном направлении прокуратурой продолжается, в частности, в осенне-зимний период будет проверена подготовка всех судов к следующему году.

- Давайте с воды поднимемся в небо. Как вы оцениваете состояние в сфере безопасности полетов в Московском транспортном регионе?

- И здесь проблем немало. Не секрет, что парк воздушных судов значительно изношен, морально и физически устарела заметная часть объектов аэродромной и аэропортовой инфраструктуры. Уровень технической оснащенности авиапредприятий крайне низок. На предприятиях не хватает специалистов, причём как лётных, так и инженерно-технических, и даже управленческих кадров. Такая ситуация сама по себе не позволяет исполнять действующее законодательство о безопасности полетов и авиационной безопасности в полной мере. Но полёты же прекратить нельзя!

Именно из-за этого на предприятиях авиакомпании зачастую допускаются отступления от действующих норм и правил. Нами выявляются нарушения воздушного законодательства, которые влекут, в том числе приостановку эксплуатации судов. Отдельной и весьма болезненной темой стоит вопрос о переработках: значительном, создающем угрозы пассажирам превышении времени работы лётного состава и сокращении времени их отдыха.

Всё это выявлено или нашло подтверждение в ходе проведённых нами проверок. И не могу не отметить, что часто грубые нарушения, допущенные администрацией, просто пытаются списать на объективные причины. А на деле - можно было бы их не допускать.

Большую озабоченность вызывает ситуация с поставкой контрафактных запчастей для воздушных судов. Как реально поставить заслон этому криминальному бизнесу? Какие принимаются меры прокуратурой по выявлению и пресечению таких фактов?

- Проблема с неаутентичными агрегатами существует уже много лет и находится на особом контроле у Генерального прокурора РФ. Объяснения просты: в погоне за прибылью компании идут на сокращение расходов по надёжному содержанию самолётов, закупают по дешевке агрегаты и запчасти сомнительного происхождения, с отработанным или неизвестным ресурсом. Это уже вызвало несколько серьёзных авиаинцидентов. Только в первом полугодии этого года нами было выявлено 571 нарушение. Поэтому считаю, что надзор эффективен.

Самолёт состоит из сотен тысяч, а порой - из миллионов деталей. И каждая из них имеет свой срок службы. На многие узлы требуются свои паспорта и сертификаты. Для того чтобы отследить весь объём, требуется очень много усилий. Занимается этой работой Федеральное государственное унитарное предприятие "Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации". У нас налажено тесное взаимодействие. Но наша задача всё-таки организовать контроль, чтобы иметь возможность предупреждать нарушения.

А на вопрос "как поставить заслон", отвечу так - с этим явлением должна бороться не только прокуратура, не только правоохранительные, контролирующие и надзорные органы. Только противодействие самого авиационного сообщества может искоренить это явление, которое уже просто стало позорным.

- Не могу не спросить о выводах, сделанных после теракта в аэропорту Домодедово. Предпринимались ли дополнительные меры безопасности в аэропортах Московского транспортного региона? Проверялось ли их соблюдение прокуратурой? Как поставлена работа в регионах по усилению защищённости аэропортов?

- Терроризм на сегодняшний день представляет самую глобальную угрозу государству и обществу. Мы ведём большую и серьезную работу в данном направлении. Но проблемных вопросов остаётся немало.

Несмотря на то, что после трагических событий в аэропорту "Домодедово" были усилены меры безопасности, прокуроры продолжают выявлять многочисленные нарушения в данной сфере. Проблем две: ненадлежащее техническое состояние объектов и слабая работа правоохранительных и контролирующих органов. Вспомните недавний случай, когда гражданка без документов в том же Домодедово беспрепятственно прошла все линии контроля (авиационную, таможенную, пограничную), и оказалась на борту воздушного судна. Объяснить это можно только разгильдяйством. Но это - в столице.

В регионах, где террористическая привлекательность объектов не столь велика, собственники аэропортов просто не выделяют деньги на эти мероприятия. Там все еще действуют по принципу "авось пронесёт".

Однако кое-где нам удалось переломить ситуацию.

Пара примеров. Мы проанализировали нарушения в аэропортах центральной части России, находящихся в собственности субъектов. Выяснилось, что все нарушения повторяются из года в год, и все оправдываются отсутствием средств. Было принято решение внести представления губернаторам. И уже через несколько месяцев губернатор, например, Курской области нашёл 20 миллионов рублей на первоочередные меры по безопасности, а также ремонтно-строительные работы аэропорта "Курск". Администрация Липецкой области на транспортную безопасность аэропорта выделила свыше 2 миллионов рублей, а в начале сентября будет рассмотрен вопрос о выделении еще 57 миллионов. Комментарии, как мне кажется, излишни.

Но теперь перед нами встаёт новая немаловажная задача - обеспечить действенный и упреждающий надзор за законностью расходования этих денег. Соответствующие поручения Липецкому и Курскому транспортным прокурорам я уже дал.

В последнее время широкий резонанс получили случаи хулиганства с лазерными указками, при которых пилотов пытаются ослепить при взлёте.

- Как складывается обстановка в Московском транспортном регионе? Много ли зафиксировано таких случаев на поднадзорной территории, и какие меры реагирования принимаются к нарушителям?

- Вопрос является очень актуальным, поскольку напрямую связан с обеспечением безопасности полетов, а значит - сохранением жизни и здоровья людей. На сегодняшний день зафиксировано около 70 подобных случаев.

Сложность реагирования на данные факты связана не только и не столько с трудностями по поимке нарушителей, сколько с отсутствием нормативной базы по противодействию вышеуказанным проявлениям. Ведь лазерные указки и другие подобные игрушки продаются свободно.

И давайте будем откровенны: в основном, эти хулиганские действия совершают дети или подростки, которые в силу возраста безразлично относятся к возможным последствиям.

Но существующая нормативная база позволяет бороться с подобными фактами. Мы провели совещание всех контролирующих и правоохранительных органах московского транспортного региона: Росавиации, Роспотребнадзора, МВД и ФСБ, на котором проблему обсудили и поставили конкретные задачи. Удалось наладить взаимодействие: Росавиация разработала инструкции пилотам, и теперь информация о попытке ослепления доводится до правоохранительных органов без проволочек. Результаты не заставили себя ждать - уже задержаны подозреваемых. В одном случае молодой человек не пытался никого ослепить: он просто включил на улице цветомузыкальную установку. Во втором подросток объяснил свои действия интересом.

Нужно учитывать, что сейчас за подобные действия существует лишь административная ответственность, проще говоря, штраф, причём не очень большой. А силы и средства, задействованные для поиска и задержания хулиганов, несоразмерно велики, причём уже ясно, что придётся создавать специальные подразделения для борьбы с этим явлением. Парламентарии уже отреагировали на участившиеся случаи ослепления пилотов лазерными лучами, внеся в Государственную Думу законопроект об ужесточении наказания для хулиганов на транспорте. Налицо несоответствие затрат и наказания. Поэтому, на мой взгляд, было бы неплохо, если бы органы власти запретили реализацию не только лазерных указок, но и определённого спектра изделий, создающих угрозу безопасности полётов.

- И вновь на землю, теперь - на железную дорогу. В последнее время всё чаще выявляются случаи самозахвата федеральных земель под строительство торговых точек. С чем вы связываете это явление?

- Вопрос не простой. В своё время министерство путей сообщения имело право передавать федеральные земли в полосе отвода железных дорог частным лицам. И этим правом активно пользовалось. Потом МПС было ликвидировано, его правопреемником стало ОАО "Российские железные дороги", - и возникла юридическая коллизия: с одной стороны, расторгать договор можно было в одностороннем порядке, но с другой - люди ведь за свои деньги возводили здания. Мы совместно с экспертами "Опоры России" (Общероссийской общественной организацией малого и среднего предпринимательства) внимательно разбирались в этом вопросе и определили пути его решения. Здесь сейчас проблем почти не встречается, а те, что возникают, удаётся разрешить быстро. Но это только один аспект проблемы.

Есть и второй. Некоторые граждане, решив, что "государственное - значит, ничьё", дерзким образом захватывают участки в полосе землеотвода железной дороги. При этом почти всегда при попустительстве должностных лиц. Там ставят быстровозводимые конструкции и начинают получать деньги. А это уже совсем другая история.

Вот, например, в районе платформы "Выхино" некая предприимчивая фирма стала возводить торговый комплекс, площадью 2.365 кв.м. Причём железнодорожников пытались убедить, что строят на территории города, а чиновникам - что в полосе отчуждения железной дороги. Попутно выяснилось, что электричество брали незаконно, подключившись к силовым кабелям метро. Нам удалось с этим разобраться. Мы потребовали от Московской железной дороги обратиться в суд, который был выигран. На основании материалов прокуратуры полиция возбудила и расследует уголовное дело о самоуправстве. Было направлено представление в ОАО "РЖД", и только после этого "лед тронулся". Сейчас строение практически снесено.

- Простите, а чем плохо, что люди построили торговый комплекс? Почему его надо сносить?

- Во-первых, комплекс построен так, что в случае малейшей нештатной ситуации создаст угрозу для железнодорожного транспорта, чреватую жертвами. И никто не может поручиться, что строительство велось качественно. Во-вторых, комплекс построен незаконно - без оформления разрешительной и иной предусмотренной законодательством документации.

И, в-третьих, проблема в контроле, то есть в его отсутствии. На личном участке гражданина никто чужой дом не построит - потому, что у земли есть хозяин. А у государственной земли, выходит, хозяина нет - ОАО "Российские железные дороги" до сих пор далеко не везде оформило документы на землеотводы. В результате, предприниматели без оформления документов на право пользования землей возводят торговые павильоны и центры, и причем, площади занимаемых участков далеко не маленькие.

Так, на земельном участке общей площадью 700 кв.м в полосе железнодорожной станции Москва - товарная некое ООО "Универсам-24" без оформления каких-либо документов строило магазин. Аналогичный факт выявлен в районе Ленинградского вокзала - там ЗАО "ДИТТ" возвело павильон общей площадью 211,5 кв.м. И этот список занимает десятки страниц.

Нами налажена практика обращения в суды общей юрисдикции с исковыми заявлениями об освобождении незаконно занимаемых земельных участков. Лефортовский районный суд города Москвы удовлетворил иск Юго-Западного транспортного прокурора к ООО "Благоустройство и Озеленение" об освобождении самовольно занятого земельного участка площадью 4000 кв.м, расположенного в полосе отвода Московской железной дороги, для хранения бытовых отходов и крупногабаритного мусора. Кунцевский районный суд города Москвы удовлетворил исковое заявление Московско-Смоленской транспортной прокуратуры к гражданину Родионову - о сносе незаконно возведенного в полосе отвода Московской железной дороги на станции "Сетунь" торгового комплекса "Паровоз" общей площадью 2265,1 кв. м.

Отмечу, что в последнее время Московская железная дорога и Октябрьская железная дорога (филиалы ОАО "РЖД") также стали выявлять факты самовольного занятия и использования земельных участков, находящихся в полосе отвода железной дороги. Работа в этом направлении будет продолжена.

- Московская межрегиональная транспортная прокуратура выиграла несколько судов, защищающих права инвалидов. По решениям судов ОАО "РЖД" обязано оборудовать платформы и вокзалы для этой категории граждан. Они исполнены?

- Хочу сразу отметить, что обращение в суд - крайняя мера. Зачастую эти вопросы решаются в досудебном порядке.

Прокурорские проверки исполнения законодательства о защите интересов людей с ограниченными возможностями проводятся постоянно. Наиболее распространенными нарушения в указанной сфере являются: необеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к услугам, предоставляемым железнодорожным транспортом; отсутствие специально оборудованных доступных зон для пассажиров-инвалидов и маломобильных групп; отсутствие поручней, пандусов, санитарно-гигиенических помещений, систем средств информации и др. в зданиях и сооружениях

Но этот вопрос также сложен. Вот только один пример. Один закон требует обустроить пандусы для инвалидов-колясочников. Другой запрещает вносить изменения в памятники истории и архитектуры. Почти все вокзалы в Москве - памятники. При их строительстве в XIX - начале XX веков пандусы не предусматривались.

В ОАО "РЖД" проблему понимают. Нас заверили, что при реконструкциях эти вопросы будут решены, и специальные входы для людей с ограниченными возможностями предусмотрены с боковой и тыльной сторон. Это будет сделано. Поэтому хочу остудить горячих активистов движений за права инвалидов: нет у нас законных прав остановить работу вокзала только из-за того, что специальные устройства для колясочников не появились, как по мановению волшебной палочки. А такие призывы, я знаю, раздаются.

А что касается остановочных пунктов, то здесь есть серьёзные подвижки. Так, по требованию Юго-Западного транспортного прокурора на Павелецком направлении оснащены пандусами восемь станций и остановочных пунктов: (платформа 121 км, Серебряные Пруды, перехода с островной на береговую платформу станции Ожерелье, входов в вокзал станций Кашира, Ступино, Авиационная, Жилёво, в турникетный павильон станция Домодедово).

На вокзале "Воронеж-1" и на станции "Воронеж - Курский" выявлено отсутствие пандусов, мест для инвалидных колясок в зале ожидания, специальных кабинок в туалетах, оборудования для посадки инвалидов с платформы в вагон, пиктограммы с символом доступности помещений для инвалидов-колясочников. Много нарушений выявлено и в аэропорту Воронежа. В результате Воронежская транспортная прокуратура обратилась в суд с исковыми заявлениями. Иски судом удовлетворены в полном объёме, и соответствующие исполнительные листы уже направлены в службы судебных приставов. Большая часть нарушений уже устранена, а в аэропорту Воронежа они будут устранены во время реконструкции, которая уже идёт.

- В Московской межрегиональной транспортной прокуратуре большое внимание уделяется защите малого и среднего бизнеса. Много ли допускается нарушений со стороны государственных органов, осуществляющих проверки субъектов предпринимательской деятельности? Какого характера нарушения? Расскажите о них.

- В 2009 г. прокуратура получила новый инструмент, позволяющий усилить надзор за соблюдением прав хозяйствующих субъектов. И сейчас одной из основных задач органов прокуратуры является пресечение фактов необоснованного вмешательства в деятельность субъектов предпринимательства, противостояние надзорными средствами произволу чиновников, формирование открытой информации о проводимых проверках, что в комплексе позволит заметно снизить уровень "заказных" контрольных мероприятий. Нам удается обеспечить эффективную работу на данном направлении. Как правило, факты несоблюдения прав предпринимателей наиболее распространены в деятельности органов государственного контроля (надзора). Зачастую акты о результатах контрольных мероприятий составляются с различными нарушениями, к ним не прилагаются предписания об устранении выявленных недостатков. При осуществлении надзора в указанной сфере постоянно выявляются незаконные правовые акты, выносимые контролирующими органами (приказы, распоряжения, предписания и т.д.), ущемляющие права субъектов малого и среднего бизнеса.

Кроме того, органами внутренних дел неправомерно используются полномочия по проведению оперативно-розыскных мероприятий в качестве завуалированной формы проверок хозяйственной деятельности предпринимателей. Имеют место факты проведения должностными лицами ОВД проверок субъектов предпринимательства без достаточных данных о совершенных или готовящихся правонарушениях.

Особенно принципиально прокуратура относится к рассмотрению заявлений о согласовании внеплановых контрольных мероприятий, пресекая случаи их проведения без достаточных оснований. Так, по 40% поступившим в аппарат заявлениям было отказано в согласовании внеплановых выездных проверок.

- Московская межрегиональная транспортная прокуратура продолжает работу по выявлению и пресечению нарушений в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд. Какие самые распространенные нарушения? Какими государственными органами нарушается законодательства в указанной сфере чаще всего?

- Это очень объёмная тема. Как правило, нарушения выявляются в правоохранительных таможенных органах, территориальных органах контроля и надзора, федеральных государственных унитарных предприятиях.

Проверки показали, что систематически нарушаются сроки заключения государственных контрактов, в извещениях о запросе котировок устанавливаются излишние требования к участникам размещения заказов, публикуемые запросы котировок содержат требования к товарам, влекущие за собой ограничение количества участников заказа и т. д. Нарушений огромное количество.

Практика прокурорского надзора в этой сфере показывает, что существуют серьезные предпосылки для коррупционных проявлений в деятельности конкурсных (аукционных, котировочных) комиссий, пресечение которых является одной из первоочередных задач органов прокуратуры.

Интересный факт: мы можем утверждать, что при реализации Федерального закона № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" одни и те же нарушения повторяются, но нарушители всё-таки фигурируют разные. Процедура, определённая названным законом, расписана подробно, но на практике возникает много нюансов. И все нарушения допускаются либо при попустительстве комиссий, которые занимаются закупками, либо в результате умышленных действий непосредственного исполнителя.

Нам удалось выработать эффективный механизм борьбы с нарушениями. Теперь мы принимаем меры не к комиссии в целом, а к членам этой комиссии. Например, в этом году в Московском государственном техническом университете гражданской авиации в отношении членов единой конкурсной комиссии возбуждено 22 дела об административных правонарушениях, сумма штрафов по результатам их рассмотрения составила 760 тыс. рублей. Этот способ - более эффективный, и полностью соответствует букве закона.

- Как обстоит дело с законностью в полиции?

- Нарушения со стороны сотрудников органов внутренних дел выявляются систематически. Так, за 1 полугодие 2011 года прокурорами выявлено 928 нарушений законов при приеме, регистрации и рассмотрении сообщений о преступлениях, 5923 нарушения законов при производстве следствия и дознания по уголовным делам. Внесено 243 представлений и информаций об устранении нарушений, по результатам рассмотрения которых привлечено к дисциплинарной ответственности 238 должностных лиц органов внутренних дел на транспорте.

Каков уровень преступности на объектах оперативного обслуживания Московской межрегиональной транспортной прокуратуры в текущем году?

Криминогенная обстановка на объектах транспорта за 6 месяцев 2011 г. характеризуется снижением на 9% количества зарегистрированных преступлений (с 7489 до 6810).

В первом полугодии 2011 года зарегистрировано 6810 преступлений (АППГ- 7489) из которых раскрыто 3591 преступлений, остаются не раскрытыми 2328 преступлений. Количество тяжких и особо тяжких преступлений снизилось на 20,6%.

- Какие недостатки выявляются в работе правоохранительных органов при расследовании преступлений?

Недостаток всего один: очень низкий профессиональный уровень следователей и дознавателей, слабый контроль со стороны руководителей. И этот недостаток, который пришёл в полицию из милиции, мы фиксируем уже много лет.

- А конкретнее можете рассказать?

- В большом количестве наши прокуроры выявляют нарушения разумных сроков уголовного судопроизводства при проведении доследственных проверок и в ходе расследования уголовных дел. Руководители следственных органов и органов дознания зачастую допускают формальный подход к изучению материалов проверок и уголовных дел. Это, в свою очередь, приводит к принятию незаконных и необоснованных процессуальных решений. Нередки случаи, когда расследование заволокичено, принимаются незаконные решения о приостановлении следствия. Так, за 6 месяцев 2011 года прокуратурой отменено 1760 незаконных постановлений о приостановлении предварительного расследования.

Отдельная и очень болезненная тема - сокрытие преступлений от учёта. Только в первом полугодии выявлено и дополнительно поставлено на учет 428 таких преступлений. В абсолютном большинстве случаев выносились необоснованные и незаконные постановления об отказе в возбуждении уголовного дела.

С цифрами понятно. Но всё-таки, как укрывают преступления от учёта, и чем это опасно обывателю кроме как красивой статистикой?

Укрытие преступления с точки зрения учёных-криминалистов - очень опасный фактор. Не будем говорить о ведомственных и морально-служебных проблемах. Отмечу только, что эти действия подрывают основы государственности. Звучит несколько высокопарно, но смотрите сами: пострадавший теряет веру в органы власти, так как не получает от неё гарантированной Конституцией защиты. И нарушается основной закон юриспруденции - неотвратимости наказания.

Ну а способов укрыть преступление от учёта несколько.

Первое - нерегистрация. Это когда правоохранительные органы не принимают заявление потерпевшего, либо когда принятое заявление прячут в сейф.

Например, в Московско-Курскую транспортную прокуратуру в мае 2011 года поступило заявление гражданина о длительном непринятии органами внутренних дел процессуального решения по факту кражи у него в марте текущего года на ж/д ст. Силикатная неизвестными лицами мобильного телефона Нокия, стоимостью 10 000 рублей.

Оказалось, что материал по заявлению потерпевшего значится направленным через Подольское УВД Московской области в ЛОМ на ст. Подольск. Однако по состоянию на июнь 2011 года, т.е. спустя более двух месяцев, материал не поступил по месту направления. Заявитель обращался в ЛОМ на ст. Подольск для подачи повторного заявления, но ему было отказано. Только после вмешательства прокуратуры в июне 2011 года СО при Московско-Курском ЛУВД было возбуждено уголовное дело.

Второе - незаконный отказ в возбуждении уголовного дела. Это когда заявление принимается, (часто - вынуждено, просто потому, что оно поступило по почте заказным письмом с уведомлением), но затем под различными, чаще всего надуманными предлогами, недобросовестные сотрудники полиции при попустительстве, а порой и с согласия руководства выносят по ним незаконное решение об отказе в возбуждении уголовного дела.

Третий способ: неправильная квалификация и ее занижение. Иначе говоря, по факту грабежа возбуждают уголовное дело по статье "кража".

Несмотря на то, что известен подозреваемый в совершении преступления, внезапно расследование уголовного дела приостанавливается - просто потому, что не хочется работать.

Мы вынуждены уже не просто реагировать, а вносить требования, направленные на совершение конкретных следственных действий по установлению лица, совершившего преступление. Сейчас прокуратуре вернули право отменять незаконные постановления об отказе в возбуждении уголовных дел. И результаты налицо! Вот только за полгода выявлено 469 укрытых от учёта преступлений. По ним в суд уже направлено 24 уголовных дела, а это не так уж и мало - около пяти процентов от всей преступности по нашей линии.

В заключении хочу сказать: прокуратура, в том числе транспортная, по точному выражению Петра I, око государево. Мы защищаем и будем защищать интересы государства в целом и каждого его гражданина.