Керосиновый "предохранитель" для аэропортов

Дефицит керосина в ряде аэропортов страны, грозивший авиаколлапсом, заставил власти активнее заняться проблемой бесперебойного обеспечения авиаузлов топливом. В крупных аэропортах нужно создать альтернативные ТЗК, полагают в Минэнерго

Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 7 сентября. FINMARKET.RU - Дефицит авиационного топлива, обнаружившийся в ряде российских аэропортов в конце прошлой недели, грозил коллапсом воздушного сообщения. Сейчас опасность авиационного паралича вроде бы миновала, но власти пытаются найти способы оградить себя и всех окружающих от повторения этой ситуации.

Минэнерго РФ выступает за создание в крупных аэропортах альтернативных топливозаправочных комплексов (ТЗК), сообщил глава министерства Сергей Шматко, выступая на президиуме правительства в среду. Такая мера может быть введена для аэропортов с пассажиропотоком свыше 2 млн человек. "Мы считаем, что для обеспечения стабильной работы ТЗК в аэропортах как минимум двухмиллионным пассажиропотоком существует международная практика создания альтернативных ТЗК. Мы сейчас с Минтрансом прорабатываем дополнительно эти вопросы", - сказал С.Шматко.

Кроме того, Минэнерго совместно с Минтрансом анализируют ситуацию, при которой владельцами многих ТЗК являются нефтяные компании, что создает некие риски для поставок топлива. По словам С.Шматко, в таких ситуациях обеспечение топливом должно быть прозрачным, так же, как и структура собственников ТЗК.

"Также нам нужно реализовать ту программу, о которой мы уже раньше говорили, когда ТЗК осуществляет исключительно профессиональную деятельность и минимум должны быть связаны с поставщиками топлива", - сказал он.

"А если ТЗК связаны с поставщиками топлива корпоративно, то их деятельность должна быть абсолютно прозрачной, и в этом плане мы сделали предложения по повышению публичности деятельности ТЗК, а также публичной идентификации бенефициаров", - добавил министр.

Он отметил, что иногда при определении собственников ТЗК появляются сложности, поскольку сделки заключались через офшорные компании. "Считаем, что сделки (по покупке ТЗК) должны проходить через комиссию по иностранным инвестициям, если эти сделки шли через офшоры", - добавил С.Шматко.

Он также добавил, что Минэнерго прорабатывает предложения об увеличении запасов топлива в аэропортах, при этом для реализации этой идеи могут быть использованы мощности "Транснефтепродукта".

Ранее сообщалось, что в основных аэропортах России будут созданы резервы топлива в объеме, необходимом для обеспечения бесперебойной работы в течение 10 суток. Такое решение было принято в понедельник по итогам совещания под председательством вице-премьера Игоря Сечина.

В настоящее время аэропорты обеспечены трехдневными запасами топлива, и С.Шматко отметил нормализацию ситуации с поставками авиатоплива, хотя в последние дни августа действительно наблюдалось некое снижение поставок авиатоплива в аэропорты московского узла и ряда других регионов РФ.

"Мы достаточно оперативно с Минтрансом проанализировали ситуацию, договорились о дополнительных поставках. На сегодня объем запасов топлива в аэропортах рассчитан на 3-4 дня. Этого вполне достаточно для стабилизации их работы. Угроз для какого-либо ограничения деятельности аэропортов на сегодня нет", - подчеркнул С.Шматко.

Он также сообщил, что Минтранс и Минэнерго на текущий момент анализируют сложившуюся в конце августа в аэропортах ситуацию. Ведомства уже пришли к выводу, что причиной проблем с поставками авиатоплива было не отсутствие дефицита производства авиатоплива, а отсутствие налаженной координации в системе обеспечения поставок топлива.

"У нас отсутствовал дефицит производства, производство топлива для наших самолетов у нас отлажено, но есть проблемы с некоей координацией", - сказал С.Шматко.

Он подчеркнул, что минимизировать возникновение подобных проблем можно за счет увеличения объемов поставок топлива по долгосрочным договорам. "Мы считаем необходимым увеличить поставки по долгосрочным договорам, в которых прописываются объемы, цена, прогнозы потребления и т.д. Дело в том, что в последнее время наблюдается, что часть объемов топлива уходит на спотовый рынок", - сказал С.Шматко.

В конце минувшей недели сообщалось, что аэропорты московского авиаузла и аэропорт "Кольцово" в Екатеринбурге испытывают проблемы с поставкой авиационного керосина. Генпрокуратура начала проверку в связи с дефицитом авиатоплива в Москве, Екатеринбурге и Омске. Тем временем руководство аэропорта "Кольцово" направило официальное обращение в Федеральное агентство по государственным резервам о выделении авиакеросина из госрезерва, что позволило бы полностью стабилизировать ситуацию.

Новости