Антиподы 68-й Мостры

1968 год запомнился своими революциями и беспорядками. На Венецианском МКФ и того, и другого хватает. Значит, можно сказать, что с символизмом в этот раз все в порядке.

Фото: Reuters

Москва. 1 сентября. INTERFAX.RU - Разве не символично, например, то, что вторым фильмом открытия фестиваля выбран фильм великого русского режиссера Виктора Косаковского "Да здравствуют антиподы!"? Рассудим. Во-первых, это название можно считать девизом фестиваля. В одной лодке Гаррель, Сокуров, Полански, Мадонна, Кроненберг, Содерберг, Главоггер, Макэлви, Уайзмен, Пачино, Солондз, Панахи, Феррара и куча других режиссёров, слишком разных – на любой взгляд. Не все они в конкурсе, но это не принципиально, потому что речь идет о мировых премьерах. Хотя сам конкурс необычайно силен, и открывается он фильмом Клуни "Мартовские Иды" - политической драме весьма высокого качества.

Это, кстати, во-вторых, полный антипод работы Косаковского. Правда, фильм несколько уступает прошлой политической картине Клуни "Доброй ночи и удачи!" и похож больше на "Уолл-стрит" Оливера Стоуна. Тоже молодой да ранний талантливый парень втянут в игру "больших дядь", которые оставят его с носом, а он им ответит. Основные актерские бенефисы здесь у Филипа Сеймура Хоффмана и Пола Джаматти, а сам Клуни играет второстепенную роль кандидата в президенты США. Паренька исполняет Райан Гослинг – как всегда в подобных картинах, от него требуется быть лишь поводом для раскрытия "звездных" оппонентов, а не пытаться сыграть выше своих возможностей.

В-третьих, если продолжить параллель с "Антиподами", - известные кинематографисты пробуют себя в экспериментах. Тот же Косаковский, всегда специализировавшйся на камерных историях, снял настоящий блокбастер, самый дорогой российский документальный фильм в истории – 3 млн. долларов бюджета, собранного по всему миру. И самый красивый, пожалуй, - иногда до невыносимости. Косаковский сам же и оператор. Камера совершает невозможные пируэты, обоснованные сюжетно: у четырех точек земного шара, если их мысленно "проткнуть" через всю Землю, есть населенные людьми места. Итого восемь локаций, лишь одна из которых в России. И там, как у Кэрролла, люди ходят вверх ногами. С этим переворачиванием всего и вся и связана эстетика фильма – потрясающего, гениального, достойного отдельной статьи. Фильм куда сильнее клуниевского, но в конкурс его не включили. Может, побоялись, что конкурентов не найдется. Но и других сюрпризов тоже хватает. Скажем, Полански снял фильм "Резня" в стиле "Кто боится Вирджинии Вульф?", где высказал через героев все, что думает о фальшивой западной цивилизации. А Мадонна привезла сложнейшую историю "М.Ы. Верим в любовь" об американке, которой не дает покоя история ее соотечественницы, соблазнившей английского короля Эдварда, отказавшегося ради нее от престола. Две параллельные линии, перепутанная временная последовательность. Один из героев – русский охранник, который не меньше принц, чем какой-то там англичанин, а если что, так может и голый зад в камеру показать. Женщин у Мадонны бьют (по возможности, когда они беременны) мужья, не любят, не хотят детей и вообще изменяют эти мужья направо и налево. Короче, считает Мадонна, надо бросать и уходить к тому, кто любит, как это ни тяжело. Удивительно, что Мадонна сняла такой сложный, зрелый и внятный по высказыванию фильм. Уайзмана я не видел и в этот раз не увижу (единственный показ был во время пресс-конференции Клуни), но на постере фильма - стриптизерши… Посмотрим, какие еще будут сюрпризы.

В-четвертых, русский режиссер в открытии конкурса – это обозначение нашего присутствия в Венеции. Еще в конкурсе Сокуров, а в других программах Никонова с "Портретом в сумерках" - скандалом "Кинотавра", Герман-мл. с короткометражкой "Из Токио", да еще ретроспектива Артура Пелешяна.

В-пятых, аргентинские герои Косаковского ничего не знают о мире. То же и на Венецианском кинофестивале. Кого из фестивальщиков о чем не спроси, все отвечают либо "не знаю", либо врут что-нибудь наугад. Бардак страшный. Пресс-служба просто до удивительного безалаберна. И вообще, лично мне кажется, что итальянцы к своему фестивалю относятся довольно наплевательски, и держится он на энтузиастах, вроде своего директора Марко Мюллера, который в этот раз собрал в Венеции едва ли не лучшую (по именам, по крайней мере) из вообразимых коллекцию фильмов.

Но какие фильмы! И какие люди их представляют! Это вам не ММКФ, где кино в два раза больше, а гости почти все неизвестные. Вчера я своими глазами видел Клуни и Аронофски, сегодня – Мадонну и Уинслет, завтра увижу Кроненберга, Хейнса, Гарреля. Достаточно просто представить себе это – и уже плюешь на сверхъестественно дорогие венецианский общепит, гостиницы, водный транспорт и все организационные трудности, включающие перманентное отсутствие Интернета там, где он жизненно необходим. В самом красивом городе на Земле проходит фестиваль, куда лучшие кинематографисты мира привезли свои фильмы. И от этой мысли как-то радостно.

Обозреватель Сергей Сычев

Новости