"Роснефти" подобрали пару

ExxonMobil и "Роснефть" подписали договор о стратегическом партнерстве. Таким образом "Роснефть" нашла замену BP, предполагаемый альянс с которой развалился весной

Фото: Reuters

Москва. 30 августа. INTERFAX.RU - "Роснефть" недолго горевала о срыве сделки по разработке трех Восточно-Приновоземельских участков на шельфе Карского моря с британской ВР. Во вторник, 30 августа, российская компания подписала соглашение о стратегическом партнерстве с ExxonMobil, которое предполагает совместное освоение этих участков. Соглашение также предусматривает совместную разработку участка Туапсинский прогиб на шельфе Черного моря и изучение перспектив месторождений трудноизвлекаемой нефти в Западной Сибири. Кроме того, документ предоставляет "Роснефти" возможность получить доступ к проектам ExxonMobil по геологоразведке на глубоководном шельфе Мексиканского залива и по освоению месторождений с трудноизвлекаемыми запасами нефти в Техасе.

Невостребованные акции

Заключенное во вторник с ExxonMobil соглашение с небольшими, но принципиальными, отличиями повторяет меморандум, подписанный в январе этого года между "Роснефтью" и британской ВР. Как в свое время ВР, ExxonMobil предложила "Роснефти" свои технологии и инвестиции для освоения Арктики в обмен на 33,3% участия в проекте на шельфе Карском море. Как и январское, так и августовское соглашение предполагают обмен активами. Но вот тут и кроется это "небольшое" отличие. Соглашение между "Роснефтью" и ВР предполагало не просто обмен активами, а взаимное вхождение компаний в акционерные капиталы друг друга. "Роснефть" должна была передать британцам свой пакет в 9,5% акций в обмен на 5%-ный пакет в ВР.

Участие в капитале крупнейшего мирового игрока и возможность влиять на его экономическую политику было заветной мечтой российской государственной компании. "Роснефть" очень активно искала такого стратегического инвестора. Пойти на такой обмен акциями могла, скорее всего, лишь ВР, находившаяся в крайне затруднительном положении после сокрушительной аварии в Мексиканском заливе. Эта самая уязвимость ВР, а также торопливость, с которой заключалось соглашение с британской компанией в январе, и стали в итоге причинами разрыва соглашения. Партнер ВР по российскому совместному предприятию ТНК-ВР - консорциум ААР - оспорил эту сделку в международных судах, вынудив новоиспеченных партнеров отказаться от стратегического альянса.

Навязать свою мечту об обмене акциями ExxonMobil "Роснефть", судя по всему, не смогла. Американская компания всегда говорила, что такая модель сотрудничества ее не привлекает, и ни при каких обстоятельствах она на нее не пойдет. Вот и вице-премьер РФ Игорь Сечин вынужден был после подписания соглашения с ExxonMobil, признать, что с обменом акций "Роснефти" придется подождать. "Мы посчитали, что обмен акциями на данном этапе не требуется", - заявил он журналистам во вторник.

Предложение, от которого нельзя отказаться

С другой стороны, надежды американцев на еще малоизученную, освященную ореолом геологической загадочности, Арктику позволили "Роснефти" получить от Exxon достаточно много. Соглашение предусматривает возможность участия "Роснефти" в, как минимум, шести проектах ExxonMobil, эквивалентных российским. Причем "Роснефть", по словам И.Сечина, может сама "определиться, в каких проектах ей интересно участвовать, в каких - не очень". Такое предложение со стороны американцев, сделанное для российской государственной компании, можно назвать беспрецедентным.

Кроме того, "Роснефть" обеспечила себе право доступа к американским технологиям не только в области геологической разведки в арктических условиях, но и в области добычи трудноизвлекаемой нефти. Последние "Роснефть" может изучить наглядно при реализации одного из проектов ExxonMobil в Техасе, что также предусматривается данным соглашением. Доступ к технологиями для "Роснефти" крайне важен. Госкомпания обладает гигантскими запасами нефти и газа, а вот разрабатывать их самостоятельно не может - научно-технологическая база не позволяет.

Примером тому, кстати, и являются участки Восточно-Приновоземельский 1,2,3 в Карском море. Заявленные ресурсы этих участков гигантские - 4,5 млн тонн нефти и 11 трлн кубометров газа, однако разрабатывать их без иностранной поддержки "Роснефть" не может. Суровые климатические условия, удаленность от какой бы то ни было инфраструктуры, неподтвержденность запасов, гигантские инвестиции - все это делает Карский проект крайне рискованным.

За все надо платить

Риск резко уменьшается, если у тебя есть иностранный партнер, готовый на первоначальном, геологоразведочном, этапе взять инвестиции на себя. По оценке ExxonMobil, участие в российских проектах, предусмотренных данным соглашением, в первую очередь, по освоению Приновоземельских участков и Туапсинского прогиба, могут обойтись ей в $3,2 млрд.

Оценка российских властей данного проекта, надо думать, несколько превосходит ожидания ExxonMobil. "Масштабы инвестиций очень большие. Прямые инвестиции, как я посмотрел по справкам, могут составить от $200 до $300 млрд", - сказал в ходе церемонии подписания соглашения премьер-министр РФ Владимир Путин. А потом добавил, что если речь идет об инфраструктуре, строительстве необходимых сооружений, обустройстве территории, то инвестиции могут дойти до $500 млрд. Намек председателя правительства очень прозрачный - хотите работать в России, вкладывайте деньги в развитие региона, как бы дорого это не было.

Несговорчивость как принцип бытия

Впрочем, слишком надеется на сговорчивость американских коллег тоже не стоит. ExxonMobil уже реализует в России на условиях соглашения о разделе продукции проект "Сахалин-1". Этот проект, можно сказать, стал самым дорогим в истории России. Его смета расходов до 2055 года достигает $65 млрд без учета возможного расширения. Для России он является прибыльным только тогда, когда мировые цены на нефть превышают $100 баррель. Как бы ни угрожали российские чиновники, как бы ни настаивали на пересмотре условий этого соглашения, ExxonMobil остается непреклонной, и проект продолжает реализовываться.

Не удалось сломить американских коллег и "Газпрому" в вопросе продаж газа "Сахалин-1". "Газпром", как российская монополия, настаивает на продаже газа на внутреннем рынке. ExxonMobil, как оператор проекта, - на продажах на внешних рынках. Компании ведут спор уже больше пяти лет, и результате газовые запасы "Сахалин-1" так и не разрабатываются.

Так что, возможно, "Роснефти" еще много раз придется подумать, прежде чем заключать детальное соглашение с американской компаний: все ли вопросы учтены, все ли риски взвешены и есть ли у нее путь назад в таком сложном затратном проекте - как освоение Арктики.

Новости