"Петербург – это же не губернатор"

Корреспондент Interfax.ru побеседовал с представителями питерских культурных сфер о том, чего они ждут от нового губернатора города. И ждут ли вообще чего-то

Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 30 августа. INTERFAX.RU – Во вторник Дмитрий Медведев выбрал из списка, в котором присутствовали три фамилии, одну: президент РФ поддержал выдвижение кандидатуры Георгия Полтавченко на пост губернатора Санкт-Петербурге. "Георгий Сергеевич, я принял решение представить вашу кандидатуру для наделения вас полномочиями губернатора Санкт-Петербурга", - заявил Медведев на встрече с Полтавченко.

Корресендент Interfax.ru побеседовал с представителями питерской интеллигенции о времени Валентины Матвиенко, сосульках и надеждах на нового губернатора.

Илья Стогов, писатель: Я житель того самого города, другой житель которого, Иосиф Бродский, как-то увидев на фасаде большой портрет кого-то из членов ЦК (ну, скажем, Брежнева – человека, которого нельзя было не узнать), сказал: "Кто это? Очень похож на поэта Уильяма Блейка". Вот это характерная черта жителя моего города. Вы мне сказали "Полтавченко" – у меня с этим словом ни единой ассоциации нет. Более того, у меня нет ни единой ассоциации даже с фамилией Матвиенко. Петербург – это же не губернатор. Петербург – это отражения дворцов, плывущие по серым водам каналов. Это вечно пропитанная дождем атмосфера. А все эти люди приходят и уходят – кто помнит вообще их фамилии? Вот мое отношение к смене губернатора. На кого это вообще может влиять? Наверное, в результате этих пертурбаций у кого-то из деятелей "большого бизнеса" могут рухнуть контракты. Но мне и пяти миллионам остальных горожан, я думаю, на это вообще параллельно. Матвиенко, Петренко, Фигенко – как они могут отразиться на моей личной жизни? Я думаю, что чиновник столь высокого масштаба, как Матвиенко, никогда в жизни не слышал, что в городе есть еще какие-то коммунальные услуги, оказывается – за коммунальные услуги ведь отвечает водопроводчик. А Матвиенко – это житель совершенно параллельного для меня мира. Вот есть Дарт Вейдер, и есть Матвиенко – это лица одного ряда. Они в той реальности, в которой живу я, никогда в жизни не появлялись.

Валерий Гергиев, руководитель Мариинского театра: Я думаю, что Георгий Полтавченко знает регион не понаслышке, его "корневая система" во многом в Петербурге, это должно поддержать его в каких-то важных решениях и движениях. Но я не берусь комментировать его возвращение в Петербург, потому что надеюсь, что у меня будет возможность с ними в ближайшее время пообщаться на темы культурной, если так можно выразиться, мощи Петербурга. Как любой руководитель высокого ранга, который отвечает за город в целом, он просто не может не учесть важнейшие для Питера и для России факторы – культурное могущество крупных мегаполисов масштаба Лондона, Парижа, Москвы или Петербурга, это не просто "музыка играет" или "балерина танцует", это фактор экономики, социальной стабильности, престижа. Ситуация в Петербурге сегодня, с одной стороны, требует очень энергичных шагов, а с другой – продуманных действий. И главное – это надвигающаяся зима. И я абсолютно убежден, что успех любого, даже очень опытного, госслужащего, в Петербурге будет определяться внимательной и кропотливой подготовкой к зиме. К сожалению, каждая висящая сосулька – это опасность, поэтому можно, конечно, надеяться на авось, но мы уже все знаем, что на авось, к сожалению, проезжать не удается. И последние две зимы особенно. Разумеется, у меня большое желание видеть Петербург процветающим, красивым и стабильно спокойным городом. Многое было сделано – мне было очень приятно знать, что построена Кольцевая дорога, безумный трафик уже можно обойти. Это один из приоритетов. Это страшно мешает, огромные потери человеческих ресурсов, когда ты два часа едешь в одну сторону. Крупные города – Мехико-сити, Токио – давно боролись с этой проблемой, и во многом им удалось ее преодолеть. И Москве, и Питеру, я надеюсь, удастся избежать этой проблемы. Главное – это люди и население. Тут известные музыканты, известные политики и крупные компании не приоритет, а приоритет – миллионы людей. Новому губернатору – кем бы ни был он – хотелось бы пожелать, чтобы он работал и на людей, и для людей. Желаю Георгию Полтавченко немедленных больших успехов.

Алексей Учитель, режиссер: Я только хочу, чтобы новый губернатор как можно больше делал для города, для жителей, чтобы они могли жить нормально и на них не падали сосульки. Это первое. Второе – я мечтаю, чтобы новый губернатор хорошо относился к кинематографу и помогал кино. Второе – у меня есть идея создания дебютного центра в Санкт-Петербурге, и я очень хочу с ним встретиться и поговорить по этому поводу. Так что, надеюсь, эта смена принесет пользу городу. Изменится ли что-то – покажет время. Каждый новый человек, безусловно, имеет свой стиль и свое представление. Какие методы будут, каков стиль господина Полтавченко – пока не знаю. Мне кажется, что он человек питерский, знает этот город и будет делать только хорошее для него.

Самуил Лурье, критик, литератор: Я совершенно ничего о Полтавченко не знаю, просто не представляю себе. Я немножко удивляюсь, что, по-прежнему, все-таки, нельзя обойтись без человека с комсомольским и партийным стажем, хотя прошло 20 лет. Я, как и все, в предчувствии нехорошего, но сказать реально нечего. Как Максим Резник сказал, так, может быть, и правильно: хорошо, что новый, но кто его знает?

Во времена Матвиенко меня, раздражало, что ее стилю руководства сопутствовала всегда некая фальшь. Больше, чем даже реальные поступки – потому что все закрыто. Особенно зимой, когда выходишь на улицу, и там печально, а включаешь радио и оказывается, что у нас все сделано лучше, чем в Европе. Я, вообще говоря, каким бы ни был новый руководитель, надеюсь, что хотя бы не будет как в советское время, когда все время лгут, и пошлости говорят, и "заедают" пошлостью жизнь. Вот этот человек (Полтавченко – прим. "ИФ") – он, кажется, был секретарь райкома и, конечно, гэбэшник и так далее – еще известен какими-то своими православными орденами. Вот этот секретарь райкома, ставший таким ревнителем православия, наверняка тоже будет свою риторику сопровождать лицемерием. И вот это раздражает меня – я же просто литератор, я по словам сужу о делах. Если человек лжет, привирает, приукрашает, лакирует и так далее, - значит, есть, что приукрашать: видимо там на самом-то деле есть гнильца. Ну, вот я боюсь, что тут будет что-нибудь такое.

И даже удивительно, что совершенно неспособны просто наладить чистоту в городе, а арестовывать молодежь за то, что они поднимут какой-нибудь плакат – на это у них всегда хватает сил, средств, энтузиазма и так далее. Так что я лично ничего от этого всего не ожидаю, и, в сущности, все равно, чья фамилия значится против строчки в штатном расписании. И, в общем, все равно, я старый человек.

Михаил Пиотровский, директор Государственного Эрмитажа: Я полагаю, что смена власти в городе прошла очень хорошо и блестяще. Полагаю, что вот это смешное "Пост сдал – пост принял" – на самом деле то, что нам нужно. Смена власти в городе, у нас в Петербурге – некий образец того, что будет и может быть в будущем у нас в стране. И есть здесь две стороны. С одной стороны, таким образом, утвердилась некая стабильность, и переход от одного губернатора к другому произошел тихо, спокойно и на самом деле с учетом мнения горожан. Учет мнения горожан выражается не в выборах, которые являются фарсом и смехотворной вещью всегда, а в том, что… Ясно, что Валентина Ивановна прекрасный губернатор, и, может быть, из лучших, которые у нас были. Но возник целый ряд таких конфликтов, которые надо было разрешить – и возникли они именно из-за того, что она очень хороший и активный губернатор. Возникают такие проблемы, которых обычно в тихой заводи не бывает. Возникли некоторые обострения, которые на самом деле были чудно решены тем, что предложен спокойный вариант смены без всяких обострений, без всяких шумов и скандалов, которые сейчас нашей стране не нужны. Это положительная особенность, но есть и две отрицательных особенности. Во-первых, я считаю, что недостойно, просто абсолютно недостойно нашего города: когда человек, женщина, уходит с поста (притом в такой изящной форме - раз вам не нравится, то сменили, понимая, что есть успехи, а есть и некоторые сложности), тут вдруг начались потоки всякой грязи литься, что, в общем, совершенно неприлично для Петербурга. Все, есть решение проблемы. Может, кому-то кажется, что это решение проблемы неудобное – слишком тихое и спокойное, может, именно это не нравится. Но я считаю, что именно позорно то, что начали говорить абсолютно несправедливо. Кроме того, было явно выраженное раздражение - вот, нашли хорошее решение. Точно так происходит и с выборами, которые были с Валентиной Ивановной. Выборы – это вещь фарсовая вообще. Всякие выборы – это не есть что-либо хорошее, это одна из форм смены власти. Всегда происходят всякие споры, конкуренции, хитрости.

Беседовала Серафима Скибюк

Интервью с Михаилом Пиотровским подготовлено агентством "Интерфакс - Северо-Запад". Полную версию читайте по следующей ссылке

Новости