Россия оставила Индию без фрегатов-невидимок

Рособоронэкспорт сорвал сроки поставки кораблей "Тальвар" ВМС Индии. По словам министра обороны этой страны, произошедшее - результат нехватки квалифицированных специалистов и задержки с поставками российского оборудования

Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 26 августа. INTERFAX.RU - Россия сорвала сроки поставок военно-морским силам Индии трех фрегатов проекта "Тальвар". Как сообщает информагентство Press Trust of India, об этом в четверг заявил глава Минобороны страны Аракапарамбил Куриен Энтони. По его словам, в полученном от Рособоронэкспорта уведомлении сообщается, что поставку трех кораблей придется отложить на 12-14 месяцев.

Энтони добавил, что причиной отсрочки стало отсутствие у российской стороны достаточного количества квалифицированных специалистов, необходимого для параллельной сборки кораблей, а также задержки с поставками устанавливаемого на фрегаты российского оборудования.

Многоцелевые фрегаты класса "Тальвар" (проект 1135.6) - совместный российско-индийский проект, о создании которого страны договорились еще в 1997 году. К 2001 г. три корабля этого типа - "Тальвар", "Тришул" и "Табар" - были построены на Балтийском заводе в Петербурге. Еще три фрегата - "Тег", "Таркаш" и "Триканд" - должны были изготовить на заводе "Янтарь" в Калининграде.

В ВМС Индии "Тальвар" и его "одноклассники" должны были смягчить недостаток фрегатов, возникший из-за вывода из состава флота кораблей класса "Нилгири". Собственные индийские фрегаты класса "Шивалик" только начали поступать в ВМС. "Тальвар" является глубокой модификацией советских и российских сторожевых кораблей проекта 1135.

Индийская версия корабля будет оснащена противокорабельным ракетным комплексом "Калибр", зенитной ракетной установкой "Штиль", противолодочным реактивным бомбометом РБУ-6000, корабельной артиллерийской установкой АК-190, установкой ПВО ближнего радиуса действия "Каштан". В ближайшем будущем все фрегаты планируется оснастить сверхзвуковыми противокорабельными ракетами "БраМос", совместно разрабатываемыми Россией и Индией.

Фрегаты "Тальвар" способны развивать скорость до 32 узлов (60 км/ч). Дальность плавания составляет 4,5 тыс. морских миль. Экипаж состоит из 190-220 человек. На каждом судне имеется ангар для противолодочного вертолета. В конструкции кораблей применяются стелс-технологии, делающие их менее заметными на радарах. Полное водоизмещение "Тальвара" составляет 4035 тонн, длина - 124 метра.

Отметим, что первые три фрегата "Тальвар", уже поставленные Индии за 1,6 миллиарда долларов, также были сданы с задержкой, которая составила от 7 до 13 месяцев. Ущерб от нее индийская сторона оценила в 38,5 миллиона долларов. Все три корабля второй серии были спущены на воду в 2009-2011 годах. Планировалась, что ВМС Индии получат их в 2011-2012 годах.

Сотрудничество между Москвой и Дели в вопросах морских вооружений сильно страдает от задержек и пересмотра договоренностей. Крупнейшим примером такой практики является затянувшееся переоборудование в интересах индийских ВМС советского тяжелого авианесущего крейсера "Адмирал Горшков", который после передачи Индии должен получить имя "Викрамадитья". Дели "Викрамадитью" первоначально планировалось передать еще в 2008 г., однако за год до этого. г.глава госкорпорации "Ростехнологии" Сергей Чемезов заявил, что поставка корабля партнерам будет отложена. Задержку Чемезов объяснил недостатком кадров - в частности, сварщиков, которых, по его словам, приходилось свозить "со всей страны".

В 2008 г. Россия также объявила о том, что не укладывается и в изначально установленные затраты на проект. На момент заключения контракта стоимость корабля и базирующейся на нем авиагруппы из российских МиГ-29К оценивалась в 1,5 миллиарда долларов. Эту цену российская сторона осенью 2008 г. потребовала увеличить почти вдвое - на 1,2 миллиарда. В результате переговоров, проходивших на самом высоком уровне, в марте 2010 г. стороны договорились об увеличении цены авианосца до 2,3 миллиарда долларов.

Передачу в аренду Индии многоцелевой атомной подлодки К-152 "Нерпа" (проект Щука-Б) пришлось отложить из-за аварии, произошедшей на ее борту три года назад во время мероприятий по госприемке. 8 ноября 2008 г. на борту субмарины несанкицонированно сработала система пожаротушения, выпустившая в отсеки ядовитый газ фреон. В результате погибли 20 человек - 17 членов сдаточной команды и три моряка, более 20 человек пострадали.

По факту аварии было возбуждено уголовное дело, обвинения в рамках которого были предъявлены командиру АПЛ гвардии капитану I ранга Дмитрию Лаврентьеву и трюмному машинисту этой же лодки старшине второй статьи. Дмитрию Гробову. Капитана обвинили в превышении должностных полномочий с причинением тяжких последствий - смерти по неосторожности двух и более лиц (п. "в" ч. 3 ст. 286 УК РФ). Старшину (по версии следователей, именно он пустил в отсеки фреон) - в причинении по неосторожности, вследствие ненадлежащего исполнения своих профессиональных обязанностей, смерти двум и более лицам (ч. 3 ст. 109 УК РФ), а также в причинении тяжкого вреда здоровью по неосторожности двум членам сдаточной команды (ч. 2 ст. 118 УК РФ). Суд над обвиняемыми начался в Приморье два месяца назад.

Новости