Трехмерный Руб Голдберг

После нескольких самопародирующих продолжений "Пункт назначения" возвращается к своей изначальной форме. Это снова хоррор, после которого страшно выходить на улицу

Москва. 25 августа. INTERFAX.RU - Как-то нехорошо зрителю, когда по экрану идут начальные титры пятого "Пункта". Предыдущие две серии были просто никудышными, да и само ощущение того, что в пятый раз придется выслушать все ту же историю, душу не греет. Поэтому еще гаже от того, как красиво сделаны эти титры: в подобных случаях именно они и оказываются высшей точкой приложения сил создателей фильма. Думаешь, вот сейчас посмотрю титры и уйду.

В течение долгого времени после начала фильма желание уйти усиливается. Продюсеры опять сделали все, чтобы удешевить процесс и испортить удовольствие. Какой-то режиссер-дебютант Стивен Куэйл, который не умеет работать с актерами и выстроить мизансцену. Сами актеры из дешевых подростковых сериалов – им не сочувствуешь и с первых кадров принимаешься ждать, когда же они сдохнут, чтобы не приходилось больше смотреть на их каменные физиономии. Некрасивые, неинтересные, не развивающиеся в процессе фильма, марионетки, конечно, должны исчезнуть, и никто их не пожалеет. Ничего психологического в этом фильме нет.

Но уйти из зала все равно не получится, потому что перед нами самый зрелищный и устрашающий фильм из всей серии. Уже после первой катастрофы на экране (в этот раз фильм открывает крушение огромного моста, на котором герои застряли в пробке) становится не по себе. И это чувство, ради которого мы ходим на "Пункт назначения", больше нас не оставит. Удивительно? Смотрим – прямо во время сеанса, через мобильник – в интернете, что человек Стивен Куэйл, и обнаруживаем, что он был главным помощником Джеймса Кэмерона на всех фильмах, начиная с "Бездны" и заканчивая "Аватаром". И занимался он спецэффектами.

Теперь все ясно. И то, почему фильм стал настолько красив и впечатляющ, и почему так все жалко в отношении актерской игры. Куэйл – визуал и перфекционист, привыкший каждый раз выжимать все возможное из доступных технологий. Дали ему тут 3D, так осколки стекла летят прямо в зрителя, и вырванный глаз тоже катится прямо к нашему креслу. Кстати, это веская причина, чтобы смотреть фильм только в IMAX – вам решать, в настоящем его варианте или урезанном.

Вторым достоинством фильма следует считать если не весь сценарий, то некоторые его ходы. Во-первых, конечно, финал, который я тут открывать не буду, но уверяю, что все поклонники "Пункта" будут очень довольны. Во-вторых, фильм перенасыщен цитатами из предыдущих частей, которые приятно угадывать наперегонки. В-третьих, появилось новое ухищрение по тому, как, якобы, можно обмануть смерть. Наконец, в четвертых, смерть стала менее персонализированной. В предыдущих частях стало уже казаться, что вот-вот Фреди Крюгер появится, тем более что чувство юмора там проявлялось явно похожее. Здесь акцент сделан на рок, стечение обстоятельств, которые могут привести к некоему результату.

В связи с этим хотелось бы упомянуть фильм Петера Фишли и Давида Вайсса "Как устроены вещи" (Der Lauf der Dinge) конца восьмидесятых годов. В этой получасовой картине один механизм задействует следующий так, что это кажется почти нереальным. То есть, например, колесо натыкается на бутылку, бутылка опрокидывается, из нее выливается жидкость, которая наливается в таз. Таз опускается, надавливает на веревку и т.д. Процесс очень завораживающий, у него даже есть научное обоснование под именем "машина Руба Голдберга", а сам фильм вошел в Книгу рекордов Гиннеса как самая длинная цепочка в рамках концепции "машины". Очень советую посмотреть, есть в торрентах. Так вот, "подготовка" к смерти персонажа в "Пунктах назначения" очень напоминает этот фильм, а в пятой части сходство особенно заметно. Это не упрек, а комплимент, потому что идея хорошая, а брать ее на вооружение больше никто не осмелился. В общем, на "Пункт назначения 5" надо идти, не худший представитель серии.

Обозреватель Сергей Сычев

Новости