Что ждет Абхазию совсем скоро

Накануне президентских выборов в Абхазии корреспондент "Интерфакса" Вячеслав Терехов побеседовал с кандидатами на этот пост о миллиардных долгах и проанализировал их политические программы

Фото: ИТАР-ТАСС

Сухуми. 25 августа. INTERFAX.RU - Три политических деятеля борются в Абхазии за честь стать президентом этой совсем еще молодой независимой республики. Все они давно и хорошо известны избирателям. Это Александр Анкваб, нынешний исполняющий обязанности президента после смерти Сергея Багапша, Сергей Шамба - многолетний министр иностранных дел, а два последних года премьер-министр страны, и генерал Рауль Хаджимба, бывший премьер-министр, затем вице-президент при президенте Сергее Багапше, в 2009 году он ушел в отставку, официальная причина - "не вписался в команду". И вот теперь новая попытка занять высший государственный пост. Корреспондент "Интерфакса" Вячеслав Терехов побеседовал с кандидатами, а также проанализировал их предвыборные программы.

Рауль Хаджимба

Программа его обширна. Она так и называется: "75 шагов к справедливой и благополучной жизни в Абхазии". Но очень уж она назывная. Там пестрят такие слова, как "создадим", "разработаем", "усилим", "увеличим", но нет конкретных предложений, как это сделать. Пожалуй, не нужно уточнений только для одного пункта, в котором есть обещание "разработать демографическую программу". Нельзя не выделить и пункт: "предусмотреть выплату пособий за каждого родившегося ребенка в размере не менее 50 тысяч рублей". Я обратил внимание кандидата на слово "предусмотреть", напомнив старое изречение "обещать не значит жениться".

Но мы будем стараться, - ответил он, и честно добавил, что если часть из этой программы после победы на выборах сможет осуществить, то уже можно будет сказать, что предвыборные обещания во многом выполнены, жизнь народа будет улучшена.

Затронут в его программе и один болезненный для России, а еще более для Абхазии вопрос - передача военного санатория "Сухум" в собственность Минобороны РФ. Закрытие на ремонт этого объекта, считает Рауль, "влечет за собой массовую безработицу и негативные последствия для граждан Абхазии". Но опять-таки никаких предложений, как решить эту проблему, нет.

- Вам не кажется, что программа "75 шагов" утопична? (каюсь, я при этом вспомнил не менее утопическую программу Григория Явлинского "500 дней", она предусматривала возможность за этот срок подвести страну к рыночной экономике, но там, все же, определялись конкретные действия, хотя и они были явно невыполнимы).

- Утопичной, говорите? Томас Мор был утопист, но посмотрите, сколько положений его "Утопии" в конце концов осуществились.

Я не стал спорить, хотя хотелось предложить посчитать, сколько столетий прошло, пока что-то из предложений Мора стало возможным в той или иной степени осуществить. Современники в нашем случае, пожалуй, не дождутся осуществления и части программы кандидата. Не мог я, зная, что Рауль Хаджемба - генерал, обойти вопрос о военном сотрудничестве Абхазии и России и вообще о состоянии вооруженных сил республики. Он сказал, что его не удовлетворяет военное строительство вооруженных сил Абхазии.

- "Мы во многом сегодня опираемся на гарантированную Россией защиту нашей безопасности и суверенитета. Не обижайтесь, - сказал он, обращаясь ко мне, - но согласитесь, ничто в этом мире не является вечным. Если в вашей стране (России) поменяется через какое-то время отношение к нам, и Москва дезавуирует все соглашения о гарантии безопасности и вновь будет настаивать на сохранении территориальной целостности Грузии, как это было до 2008 года?! Поэтому наше военное сотрудничество должно состоять не только в предоставлении территории под российскую военную базу, но в первую очередь, в помощи создать сильную, хорошо вооруженную, боеспособную абхазскую армию".

Сергей Шамба

К сожалению, еще с одним кандидатом на пост президента Абхазии Сергеем Шамба встретиться не удалось, так как он активно использовал последний день перед выборами для встреч с избирателями. Но составить представление о программе и позиции претендента можно по его высказываниям на ранних встречах и по программе. Планы кандидата многообещающие. Среди пунктов программы можно найти обещание предоставить каждому медучреждению "современную диагностическую аппаратуру", увеличить пенсии на 20% для обычных пенсионеров, а для ветеранов и инвалидов ВОВ - не менее чем на 50%. Предусматривается расширение выдачи льготных кредитов, выделение бюджетных средств крестьянам для приобретения техники и удобрения, развитие курортной сети. В связи с последним есть обещание "оплатить широкую рекламную кампанию по продвижению курортов Абхазии за рубежом". В качестве целей значится и создание электронного правительства, правда, не уточняется, сколько компьютеров в республике и как широко развита эта сеть.

Прочитав всю программу от корки до корки, возникает вопрос: кто-нибудь из штаба кандидата просчитывал, сколько надо средств на исполнение хотя бы части обещаний? Явно нет. Даже имея скромные познания о бюджете Абхазии, понимаешь, что эти обещания объективно невыполнимы. А что касается рекламы курортов Абхазии за рубежом, то вряд ли представляют авторы этого, сколько надо денег, чтобы "перебить" рекламу только одной Турции, не говоря о других развитых курортах Европы. И не дай, Бог, в республику направится поток туристов из Европы. Сразу возникнет вопрос об условиях проживания, уровне сервиса и питания и т.д. К сожалению, я так и не смог получить ответы на эти вопросы. В программе, правда, есть такое положение: туризм вызовет необходимость развития сельского хозяйства и они, таким образом, будут подпитывать и развивать друг друга. Есть и каналы, откуда можно взять средства. Кандидат предлагает "вывести их из теневого оборота и эти деньги направить на поднятие пенсий и другие нужды". Спрашивается, это какой же теневой оборот в республике?! Должно быть миллиарды крутятся! Это все лирические предвыборные обещания.

Но есть в высказываниях Шамбы один настораживающийся момент. Мои коллеги спросили у него на пресс-конференции, как он будет действовать, если проиграет, и посчитает, что проиграл несправедливо. Цитирую ответ: "Будем действовать по обстоятельствам… События в Египте, когда народ собрался и сбросил Мубарака - это один из вариантов. Когда народ возмущен властью, что происходит, хорошо известно, не только из примера Египта". Надо сказать, что в его штабе опираются на анализ специалистов, согласно которому их кандидат не может набрать меньше 48% голосов. А если результат будет меньше? Этот вопрос остается без ответа. Но я боюсь, что обратный билет в Москву мне придется тогда менять с воскресенья на …. кто знает когда?!

Александр Анкваб

"Если тебя хорошо знают, если знают тебя по делам твоим, то никакие баннеры и плакаты не нужны", - это был ответ Александра Анкваба на мой первый вопрос, почему в городе нет его портретов с призывами голосовать за него. Он добавил, что о качестве власти лучше всего говорят дела: все, что сделали, что не завершили, как тратили народные средства.

- Тогда следующий вопрос - о финансах: каков общий долг Абхазии России?

- Мы должны 2 млрд руб., взятые на восстановление железной дороги, которая уже действует, плюс 700 млн рублей - на развитие банковской системы. С 2005 года я был главой правительства и вице-президентом страны, и могу дать отчет об использовании каждой копейки как взятой в долг, так и бюджетной. Вы наверняка знаете, что у нас была комиссия Счетной палаты РФ. В ее выводах нет ни слова о нецелесообразном использовании средств, а тем более, о хищении. Есть запись о неэффективном их использовании. Отчасти виной тому различия в нормативных актах России и у нас. Эти документы мы будем исправлять и уже приступили к этой работе.

- Ваши конкуренты обещают значительно повысить пенсии - не менее чем на 20%? дотации на ребенка от 50 до 75 тыс. А в вашей программе об этом не говорится.

- Я не буду комментировать чужие программы. Скажу лишь, что популизм не имеет ничего общего с реальностью. Вот цифры: на выполнение подобных обещаний потребуется более 3 млрд рублей. Это больше, чем полбюджета страны. Это реально?

- Вас обвиняют, что Вы против широкого развития курортной сферы. Это так?

- Судите сами, опять-таки, прибегнув к помощи цифр. В советский период только по путевкам отдыхало до 120 тыс. человек, плюс дети в пионерлагерях и так называемые "дикари". Всего, в общей сложности, миллион человек. В республике работало 134 курортных объекта и, естественно, частный сектор был активен. Сейчас у нас нет таких мощностей и столько сельскохозяйственной продукции, чтобы накормить курортников так, как это положено. Вот это и есть один из пунктов моей программы – начать с развития сельхозпроизводства, села, а затем, исходя из их возможностей, расширять курортную сферу. А не наоборот. К тому же, не забудем, что после войны необходимо восстановить электроснабжение и инфраструктуру. Пока мы имеем достаточно продуктов, чтобы обеспечить то количество отдыхающих, которые к нам приезжают. Но для развития курортной сферы нужно новые фруктовые сады, виноградники, животноводство. Если эта продукция будет у нас стоить, как на московском рынке, то кто к нам поедет? Не будет развития села, не будет и развития курортной сферы. Я в этом убежден.

- В Вашей программе говорится о необходимости изменения структуры власти, говорят все, но по-разному. Вы же предлагаете упразднение должностей вице-президента страны, вице-премьеров и даже пост премьер-министра. Чем это вызвано?

- Эти предложения у меня созрели несколько лет назад. Я был и премьер-министром, и вице-президентом. На своем опыте понял, что мы с Багапшем, который как глава государства являлся также главой исполнительной власти, во многом дублируем друг друга. Вице-премьеры могли непосредственно выходить на президента. Такая структура управления размывает ответственность. Вертикаль власти должна быть четкой. Если ликвидировать эти промежуточные звенья, то и с президента больше спрос, у него больше ответственности перед народом.

- Вас не подозревают в монархических замашках?

- Не без этого. Но я управленец, и хочу выстраивать, если буду избран, четкую структуру власти. Все равно окончательное слово за парламентом.

- А главы местных администраций? Сейчас они выбираются из депутатов.

- И здесь необходимы изменения. Они должны назначаться напрямую и спросить с них можно за работу.

- Еще один "больной" для Абхазии вопрос. Санаторий "Сухум" передается в распоряжение Минобороны РФ. Ведомство решило закрыть его на ремонт, люди остаются без работы.

- Да, не скажу, что узнать об этом было для меня приятным. Нельзя не видеть, что за забором работают люди, тысячи человек остаются без средств. На эту тему у меня был обстоятельный разговор с министром Анатолием Сердюковым. Я согласен, что здание надо ремонтировать, но почему нельзя известить об этих планах заранее? Мы бы продумали, как трудоустроить людей. Сейчас одного-то трудно трудоустроить, а нужно 1000! Должен заметить, что реакция протеста у людей была очень острой. Мы договорились, что положенные при увольнении средства людям выплатит Минобороны, а мы потом возьмем их на свой бюджет, до тех пор, как не найдут работу. Конечно, это большая нагрузка на бюджет, но другого пути нет.

- Если затронули отношения с Министерством обороны РФ, то не могу не задать вопрос о том, как проходит сотрудничество в военной сфере?

- Достаточно активно. У нас, конечно, есть боевой опыт у командиров, но опыта в создании Вооруженных сил, в воспитании и подготовке кадров нет, есть, но очень маленький. Нам нужна небольшая, мобильная, хорошо вооруженная армия и помощь в подготовке кадров со стороны России для нас неоценима. В военных вузах России готовят высококвалифицированных лейтенантов во всех военных сферах. Не могу не сказать, что у нас серьезная база в ВС, это наши резервисты, но и их приходиться обучать.

- Если Вы проиграете, будете ли Вы выводить своих сторонников на улицы в знак протеста?

- Чтобы смешить весь мир? Конечно, не буду. Те, кто проиграет, а их соответственно двое, должны взять букет в руки и со всеми своими штабами прийти поздравлять нового президента.

Новости