Аккуратно следим за Ливией

Дмитрий Медведев обусловил возможность признания нового ливийского режима его способностью объединить нацию на демократических началах. Пока же Россия продолжает следить за развитием событий

Фото: ИТАР-ТАСС

Улан-Удэ. 24 августа. INTERFAX.RU - Президент РФ Дмитрий Медведев заявил, что Россия будет рассматривать возможность об установлении отношений с повстанцами в Ливии, если у них хватит сил для объединения страны на демократических основах. "Если у повстанцев хватит силы духа и возможностей для объединения страны на новых демократических началах, мы, естественно, будем рассматривать вопрос и об установлении с ними соответствующих отношений", - заявил Медведев после переговоров с главой КНДР Ким Чен Иром. Глава государства подчеркнул, что "пока ситуация остается той, которой она и была". "По сути, в стране двоевластие", - сказал Медведев. Он считает, что успех ливийских повстанцев в наступлении на Триполи не означает, что военный потенциал сил, верных Каддафи, упал.

"Несмотря на успехи повстанцев в наступлении на Триполи, Каддафи и его приверженцы сохраняют определенное влияние и определенный военный потенциал", - заявил Медведев. "Россия занимает аккуратную позицию и смотрит за развитием событий", - отметил президент.

В минувший вторник спецпредставитель президента РФ по Ливии Михаил Маргелов заявил о заинтересованности ливийской оппозиции в дружеских отношениях с Россией. "Ливийская оппозиция, взявшая под контроль Триполи, заявляет о своей заинтересованности в дружеских и деловых связях с Россией. И об этом мне было сказано еще во время моего июньского визита в Бенгази, где я провел переговоры с руководством оппозиции", - сообщил Маргелов "Интерфаксу". Говоря о Муаммаре Каддафи, он исключил возможность предоставления ему убежища в РФ. "Такой вариант даже теоретически не рассматривался. Каддафи является нерукопожатной фигурой, и мы не примем у себя ни Каддафи, ни его сыновей, ни тех, на ком кровь", - подчеркнул Маргелов.

Тем временем аналитики, опрошенные Агентством нефтяной информации (АНИ), подсчитывают потери нефтегазового сектора после падения режима Каддафи. Аналитик "Уралсиба"Алексей Кокин считает, что в случае смены власти новое руководство Ливии может заставить российские компании, в первую очередь, "Татнефть" и "Газпром нефть", выйти из разрабатываемых ими проектов. "За исключением этих проектов у нас ничего не будет, даже их могут отнять", - считает аналитик. Нефтяная отрасль страны будет перераспределена, в первую очередь, в пользу итальянской Eni. "Итальянцы - это самый главный конкурент, дальше американские и европейские компании - ExxonMobil, Сhevron, BP, ConocoPhillips, Total, Shell", - отметил Кокин. С аналитиком из "Уралсиба" соглашается Виталий Крюков из "ИФД "Капитал", который расценивает перспективы работы российских нефтегазовых компаний в Ливии в результате смены власти как "крайне слабые". "У нас и до кризиса присутствие было мизерное, но, я боюсь, что со сменой власти мы можем полностью потерять свое присутствие", - полагает Крюков. По мнению аналитика "ИФД Капитал", с приходом новой власти в Ливии произойдет передел собственности, в результате которого ключевые участки получат крупные западные компании - американские, итальянские и британские компании.

Аналитик отметил, что у российских компаний есть интерес к нефтегазовому сектору Ливии, однако существуют риски того, что их участие в ливийских проектах не получит одобрения со стороны новой власти. Для урегулирования ситуации необходимо вести переговоры, причем не на корпоративном уровне, а на межгосударственном. С такими рисками, например, может столкнуться "Газпром нефть", которая договорилась с итальянской Eni о покупке доли в ливийском проекте Elephant.

Вместе с тем аналитик из "Альфа-Банка" Павел Сорокин не думает, что ливийские власти захотят полностью разрушить отношения с Россией. "Безусловно, режим, если он сменится, будет пытаться максимальную выгоду извлечь из пересмотра контрактов с Россией, но вполне вероятно, что он не захочет полностью рушить отношения", - считает аналитик. Тем не менее, Сорокин отмечает, что российские нефтегазовые компании могут столкнуться с проблемами в дальнейшей реализации контрактов, "хотя масштабы этих проблем будут зависеть от позиции России относительно нового режима и готовности договариваться".

Между тем, чиновники российских министерств отмечают, что российской стороне пока не с кем вести переговоры о возобновлении работы отечественных компаний в этой стране. "Может быть, Россия и готова была бы провести переговоры, но пока не понятно, с кем это надо делать. Мы видим повстанцев, видим военные действия, но пока не видим, нового сформированного правительства", - отметил источник в одном из российских министерств, курирующих работу нефтегазовых компаний в Ливии.

Ранее сообщалось, что мировые нефтяные компании, в частности итальянский энергетический концерн Eni, начали сотрудничество с оппозицией в Ливии. По сообщению телеканала "Аль-Джазира", у повстанцев нет проблем с компаниями из Италии, Франции и Великобритании, однако имеются политические проблемы с Россией, Китаем и Бразилией, которые оказывали поддержку режиму Каддафи.

В Ливии работала российская нефтяная компания "Татнефть", которая осуществляла свою деятельность на территории четырех блоков в районах Гедамис и Сирт. Извлекаемые запасы лицензионных участков прогнозировались в объеме 247 млн тонн. Затраты разве дочного периода в Ливии оценивались в $260 млн. Ливийский филиал "Татнефти" был зарегистрирован в Триполи в июне 2005 года. "Татнефть" и Национальная нефтяная корпорация Ливии (Libyan National Oil Сorporation - NOC) - партнеры по соглашениям на разведку и раздел продукции сроком действия до 30 лет.

В Ливии также должна была начать работу "Газпром нефть". Как сообщалось, "Газпром" и Eni в ноябре 2006 года подписали соглашение о стратегическом партнерстве. В рамках соглашения стороны обменялись активами: Eni вошла в добычной проект "СеверЭнергия", а Eni взамен должна была продать "Газпрому" свои активы в проекте по добыче Elephant за $163 млн, однако покупка "Газпромом" доли Eni не состоялась из-за разразившегося политического кризиса в Ливии.

В Москве, тем не менее исходят из того, что оппозиция в Ливии в случае победы будет выполнять все экономические соглашения с РФ. "В ходе моих встреч в Бенгази этот вопрос они (представители оппозиции) подняли сами и озвучили его под запись. Лидеры переходного национального совета сказали мне, что в случае их победы все интересы РФ в экономической сфере в Ливии будут сохранены и подтверждены и все контракты, которые были заключены российскими компаниями, будут также подтверждены", - заявил Маргелов ранее в интервью радиостанции "Эхо Москвы". В то же время Маргелов признал, что пока диалог вести не с кем. "Новой ливийской власти пока нет, поэтому строить отношения пока не с кем", - отметил спецпредставитель президента РФ. По его словам, Ливия не должна России много денег: "У нас было достаточно паритетное экономическое и торговое сотрудничество". Он также подчеркнул, что Ливия имеет важное геополитическое положение и является ключевой страной в регулировании миграционных потоков из Африки в Европу. "Ливия - это ключевая страна по обеспечению безопасности всего Средиземноморья, имеющая колоссальные углеводородные ресурсы", - заявил Маргелов.

Обозреватель Владимир Шишлин

Новости