"Лебединое озеро" 20 лет назад

В юбилей ГКЧП политики вспоминают о неуклюжей попытке кучки сановников сберечь уже, по сути, рухнувший советский режим. Россияне в большинстве своем забыли события августовского путча

Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 19 августа. INTERFAX.RU – Двадцать лет прошло с тех пор, как первый и последний президент СССР Михаил Горбачев вступил в свой самый тяжелый в жизни понедельник. По телевизору сообщили о тяжелом недуге главы государства и о создании Государственного комитета по чрезвычайному положению, задачей которого объявлялось сохранение Советского Союза. В состав ГКЧП вошли протеже Горбачева, бывший профсоюзный лидер Георгий Янаев, вице-президент СССР Геннадий Янаев, премьер-министр СССР Валентин Павлов, министр внутренних дел СССР Борис Пуго, министр обороны СССР Дмитрий Язов, председатель КГБ СССР Владимир Крючков, первый зампред Совета обороны СССР Олег Бакланов, председатель Крестьянского союза СССР Василий Стародубцев, президент Ассоциации государственных предприятий и объектов промышленности, строительства, транспорта и связи СССР Александр Тизяков.

На пресс-конференции в центральном офисе "Интерфакса" в июле 2011 г. Горбачев признался, что действия ГКЧП не были для него неожиданными. "Говорят, Горбачев знал, а как ему было не знать. Откуда только не звонили мне, не предупреждали: путч, путч, путч. Мое окружение. Самое главное было не довести до крови большой. И мы избежали. Гражданская война могла бы быть", - считает бывший советский лидер. Помимо этого он отметил: "Вы меня за поведение в те дни критикуете: слаб, кисель - примерно в таких выражениях. Но если бы не этот кисель оказался в тот момент на этом посту, черт его знает, что у нас могли бы сделать".

В свою очередь, лидер КПРФ Геннадий Зюганов, вспоминая о событиях 20-летней давности, сказал "Интерфаксу", что "Горбачев и Ельцин 20 лет назад совершили невиданное предательство - развал величайшей страны мира". По его мнению, "это тяжелейшее преступление перед всеми народами бывшего Советского Союза, да и перед всем человечеством тоже". Он также сказал, что "оба эти политика пренебрегли результатами мартовского референдума, проведенного в 1991 году, в ходе которого подавляющее большинство респондентов высказалось за сохранение Советского Союза". Каких-либо комментариев действий ГКЧП со стороны лидера КПРФ не последовало.

Между тем лидер ЛДПР, вице-спикер Госдумы Владимир Жириновский сожалеет, что в свое время не вошел в состав ГКЧП. "Горбачев ушел в отпуск 4 августа и возложил на Янаева все обязанности; я встречался с ним в пятницу, 16 августа, мы обсудили ситуацию в стране, я еще тогда подумал: а ведь мы примерно одинаково мыслим!" - сказал Жириновский, комментируя по просьбе "Интерфакса" события 20-летней давности. По его утверждению, Геннадий Янаев был пассивным, безвольным человеком, и именно это во многом обусловило провал ГКЧП. "Но я же не знал ничего о том, что уже в понедельник они создадут ГКЧП! Иначе обязательно попросил бы включить меня в состав комитета", - продолжил он. По словам Жириновского, в итоге проиграли все - "члены ГКЧП были арестованы, развал страны предотвратить не удалось, сейчас пожинаем плоды". Жириновский уверен, что "ГКЧП как идея, как вызов был отличным вариантом для спасения страны". "Ведь программа-то у них была неплохая - остановить рост преступности, подавить сепаратизм, улучшить положение в стране, да и просто ее сохранить", - отметил политик. Он считает, что "началось все красиво, но из-за нерешительности высшего руководства ГКЧП превратился в спектакль".

Другой российский политик, лидер "Правого дела" Михаил Прохоров в своем блоге заявил, что путч августа 1991 "был последней попыткой советского правящего класса удержать власть". "Режим окончательно разложился. Он не способен ни управлять, ни репрессировать. Он не способен больше внушать страх, на котором держалась система. После этого развал Союза стал уже абсолютно неизбежен", - считает Прохоров. По его мнению, верхушка КПСС самоустранилась от управления страной, "правящий класс в СССР исчез, растворился. От него ушла сила". Прохоров отметил также, что люди, пришедшие на смену партийной номенклатуре, были "прародителями" нового класса - буржуазии. Однако, по его мнению, "она не смогла стать новым правящим классом страны".

Глава политологического центра "Стратегия" Геннадий Бурбулис, который с 1991 года занимал различные должности в руководстве страны, говоря о путче августа 1991 года, отметил, что "трагедия потери нашей Родины, Советского Союза - никогда не простительное заблуждение "гэкачепистов", что они лишили нас шансов подписать договор создания Союза союзных государств". "С какими бы искренними намерениями они не шли на эту меру (создание ГКЧП - ИФ) они все нарушили (Бурбулис перечислил целый ряд законов и статей Конституции - ИФ), и в этом плане они конечно преступники. Сколько бы они не продержались, может даже месяц, будущего у этой трагической авантюры не было", - подчеркнул Бурбулис. Вместе с тем, характеризуя путч, он сказал: "Настаиваю на том, что путч был серьезным политическим действием, который осуществляли высокие профессионалы. Все, кто говорит, что это опереточная постановка, что это все было несерьезно и смешно - они не правы". В итоге Бурбулис сказал, что путч - это "политический Чернобыль советской тоталитарной системы".

Директор Центра политических технологий Игорь Бунин, комментируя "Интерфаксу" события августа 1991-го года, высказал мнение, что действия "гэкачепистов" были вполне предсказуемыми, как и поражение их путча. "Все знали, что на 20-е августа было назначено подписание Союзного договора, после чего планировалась полная кадровая перестановка в руководстве страны. И организаторы ГКЧП видели в этом угрозу для себя, и в итоге случилась последняя и неизбежная вспышка консервативных сил, где все люди были типично советскими", - сказал Бунин. По его мнению, "если бы Горбачев заметил эту угрозу раньше, то всего можно было избежать". "Путч - это была последняя импульсивная реакция, но она была провальна", - подчеркнул Бунин. При этом он отметил, что полностью убедился в этом, когда возвращаясь из Прибалтики в Москву, он увидел по телевизору, как в Москве люди останавливают танки и вытаскивают оттуда танкистов. "А что касается возможности предотвращения путча, и вообще иного развития ситуации, которая была в стране, то она требовала хирургической операции, а Горбачев и многие его ближайшие соратники не могли на нее решиться", - заключил Бунин.

Председатель петербургского клуба моряков-подводников Игорь Курдин рассказал, что корабли Северного флота во время августовского путча 1991 года были приведены в состояние повышенной боевой готовности, военные были готовы применить ядерное оружие. "Все стратегические силы Северного флота были приведены в состояние повышенной боевой готовности", - сказал он.

Во время путча Курдин находился в военно-морской базе Гаджиево, командовал подводной лодкой, на которой были размещены 16 баллистических ракет. Он отметил, что офицерам было неизвестно, что происходит в стране, но командиры были готовы по первому приказу применить ядерное оружие. "Ни радио, ни телевизоров на базе не было, только приказы, согласно которым все баллистические ракеты были готовы к запуску в любой момент", - подчеркнул подводник. "Это сейчас стало известно, что ГКЧПисты отняли у Горбачева ядерный чемоданчик, до сих пор не ясно у кого он был в те дни. Говорят, что у Янаева (вице-президент СССР, председатель ГКЧП - ИФ). Вот если бы он трясущимися руками нажал на кнопку, то началась бы Третья мировая война", - ужаснулся ветеран.

Курдин добавил, что командир бригады, в которой он служил, приказал ему поднять экипаж "в ружье". "Я отказался делать что-либо без письменных распоряжений, комбриг подумал и не стал настаивать", - добавил он. По словам Курдина, военные неоднозначно отнеслись к путчу: "кто-то радовался и бегал по части, срывая портреты Горбачева, кто-то выжидал". "Когда путч провалился, со всеми сторонниками ГКЧП разбирались следователи, многие лишились должностей", - отметил он. "Тот офицер, что скидывал портреты Горбачева, потом уверял, мол, сделал это, чтобы их не осквернили", - вспоминает Курдин.

Между тем события августа 1991 года постепенно стираются из памяти россиян - сейчас большинство граждан (68-72%) уже не помнят участников тех событий, показал опрос. Среди организаторов ГКЧП респонденты называют чаще всего Язова (8%), Янаева (5%), Пуго, Крючкова, Руцкого (по 4%) и т.д. В числе противников переворота, как правило, фигурируют Ельцин (26%) и Горбачев (7%) сообщили в четверг "Интерфаксу" социологи ВЦИОМ, проводившие исследование в преддверие двадцатилетия путча. По их данным, даже те из россиян, кто еще помнит фамилии участников тех событий, с трудом припоминают, на чьей стороне они тогда выступали. Наиболее противоречивую оценку в этом смысле получают действия Ельцина, Горбачева, Руцкого и Хасбулатова - их фамилии фигурируют как в списке путчистов, так и среди их противников, показал опрос ВЦИОМ.

По сравнению с 1994 годом сегодня оценку действиям ГКЧП затрудняются дать вдвое больше россиян (13% против 26%). При этом относительное большинство полагает, что это был просто эпизод борьбы за власть в высшем руководстве страны (41%). Каждый четвертый опрошенный согласен с мнением, что это трагическое событие, имевшее гибельные последствия для стран (25%). Победой демократической революции, покончившей с властью КПСС, события 20-летней давности считает каждый десятый респондент (9%).

Как правило, затрудняются дать оценку этому историческому эпизоду молодые люди в возрасте от 18 до 24 лет (55% против 13- 15% респондентов старше 45 лет). Наиболее склонны называть это просто эпизодом борьбы за власть в высшем руководстве страны опрошенные более зрелого возраста (43-46% среди россиян старше 35 лет).

Обозреватель Владимир Шишлин

Новости