Как выводят денежные активы
Интервью начальника главного управления экономической безопасности и противодействию коррупции МВД России генерал-майора полиции Дениса Сугробова
Москва. 15 августа. INTERFAX.RU - В последние годы тема вывода теневых капиталов из России криминальными группировками и коррумпированными чиновниками все чаще становится объектом повышенного внимания СМИ и общественности. О том, какие способы и какие страны используются для этого, а также о сложностях выявления "теневых" денежных потоков, корреспонденту "Интерфакса" рассказал начальник главного управления экономической безопасности и противодействию коррупции (ГУЭБиПК) МВД РФ генерал-майор полиции Денис Сугробов.
- Денис Александрович, о каких объемах криминальных доходов, выводимых ежегодно из России за границу, может идти речь?
- Специалисты ГУЭБ, изучив криминогенные процессы в различных сферах экономики, а также сведения, поступающие из Росфинмониторинга, Банка России, ФНС и других федеральных ведомств выяснили, что в течение 2010 года и 1 квартала 2011 года по сомнительным основаниям за рубеж была выведена довольно внушительная сумма - около 5 трлн рублей. В принципе, маршруты движения "теневых" средств остаются прежними и пролегают через страны Прибалтики, Кипра, Гонконга, Швейцарии, офшоры Великобритании и Голландии.
- Какие структуры задействованы в схемах таких транзакций?
- Одним из основных институтов, который занимается легализацией незаконных доходов, их обналичиванием и выводом денежных средств за рубеж, являются так называемые "транзитные" банки. Именно они специализируются на предоставлении теневых финансовых услуг. Транзитные операции этих банков (с разрывом платежей и сокрытием конечных отправителей и получателей средств) направлены на то, чтобы сначала аккумулировать, а затем перечислить деньги в обналичивающие банки или же перевести безналичные средства на счета нерезидентов в офшорные зоны.
К примеру, в последнее время, в конце 2010 года на территории Северо-Западного и Центрального федеральных округов появился канал вывода денежных средств сомнительного происхождения в Эстонию. В выявленную схему вовлечено несколько десятков компаний, зарегистрированных в Москве и Санкт-Петербурге, являющихся клиентами российских банков.
Кроме этого, все чаще встречается использование кредитных потребительских кооперативов граждан (КПКГ) для осуществления незаконных схем вывода денежных средств за рубеж.
- Банки каких стран пользуются наибольшей популярностью у "теневиков"?
- Одной из проблем в сфере международных финансовых операций является отток российских денег в Китай, который в 2010 году составил более 70 млрд. рублей. При этом доля переводов физических лиц составила около 40%.
Неконтролируемому выводу нерезидентами значительных объемов средств по официальным каналам денежных переводов в Китай способствует и российское банковское законодательство. Оно позволяет физическим лицам осуществлять банковские переводы без ограничения сумм и обоснования платежей.
Для Южного федерального округа и, в частности, Краснодарского края, в силу их географического положения роль транзитной площадки играет Турция. По имеющейся информации, Турция является одним из наиболее дешевых каналов поступления контрабандной наличности в Россию.
- Какие средства коррумпированные чиновники предпочитают уводить из России?
- По экспертным оценкам ГУЭБиПК МВД России основной массив от объема отечественных коррупционных средств, оседающих за рубежом, составляют деньги, полученные в виде, так называемых, "откатов" в сфере госзаказа. Кроме того, это, конечно же, средства, похищенные напрямую из бюджетов различных уровней.
На основе материалов уголовных дел коррупционной направленности, можно сделать однозначный вывод о том, что должностные лица для сокрытия следов преступления пользуются услугами организованных преступных групп, специализирующихся на создании криминальных кредитно-финансовых механизмов в банковском секторе.
Существующие каналы вывода за рубеж денежных активов используются представителями всех видов криминального промысла, таких как незаконный оборот наркотиков, торговля людьми, экономические преступления и так далее.
- Какие схемы используются для этого?
- Результаты анализа финансовых операций в банковском секторе позволяют выделить следующие приемы: перевод средств по фиктивным внешнеторговым контрактам; по договорам купли/продажи ценных бумаг (как правило, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг). Применяются также такие незаконные способы, как предоставление займов или возврат якобы полученных ранее кредитов; перечисление в качестве выплаты дивидендов; перевод российскими организациями средств на свои счета и счета других российских организаций, открытых в иностранных банках; переводы по агентским договорам между резидентами и нерезидентами; переводы авансовых платежей по контрактам. В большинстве случаев указанные выше операции осуществляются "техническими" компаниями, либо используются "фирмы-однодневки", зарегистрированные на физических лиц, с которых в дальнейшем невозможно взыскать деньги. К их числу, как правило, относятся обманутые пенсионеры, граждане, потерявшие паспорта, студенты и "недееспособные лица".
- Какими средствами можно снизить коррупциогенность в сфере госзаказа?
- Коррупционная составляющая конкурсов, как правило, сопровождается низкой эффективностью результатов государственных закупок. На наш взгляд, наличие авторитетных отраслевых экспертных центров в этом секторе экономики могло бы способствовать снижению уровня коррупционных доходов.
- Принимаемые МВД меры позволяют надеяться, что в обозримом будущем ситуация изменится к лучшему?
- В базах данных зафиксировано около 13 тысяч участников этого криминального рынка. По оперативным данным, средний размер одной операции по выводу денег в настоящее время составляет 250-400 тысяч долларов. К сожалению, лишь в единичных случаях возможно установить коррупционное происхождение выводимых за границу активов. Подавляющее большинство операций осуществляется коррумпированными лицами через аффилированных лиц и имеет крайне высокий уровень латентности.
После изменений, внесенных в российское законодательство, в частности, в закон "О банках и банковской деятельности" и в закон "О полиции", которые ограничили право органов внутренних дел на получение информации по операциям и счетам юридических лиц, нам приходиться работать в новых условиях. Но это обстоятельство мы постараемся компенсировать качеством оперативной работы. Не обо всем сейчас я могу рассказать, комплекс оперативно-розыскных мероприятий в сфере незаконной легализации (отмывании) денежных средств и выводу их за рубеж сейчас готовится к активной своей части. Думаю, вы услышите о громких реализациях на этом направлении уже в текущем году. Мы намерены действовать скоординировано, эффективно и обязательно информировать общественность о конкретных результатах своей работы.