Матрос Гробов не виноват?

Матрос с АПЛ "Нерпа" Дмитрий Гробов утверждает, что оговорил себя под давлением следствия. По его словам, на самом деле он не активировал систему пожаротушения АПЛ

Фото: Reuters

Москва. 2 августа. INTERFAX.RU - Матрос Дмитрий Гробов заявил, что не включал систему пожаротушения на АПЛ "Нерпа", в результате срабатывания которой погибли 20 человек, а оговорил себя под давление следствия. В интервью "Комсомольской правде" он заявил, что был в первом отсеке, услышал команду о смене вахты. "Отправился заступать. Лодка находилась на десятиметровой глубине. Уже во втором отсеке услышал ревун, направился на верхнюю палубу узнать, в чем дело, и на меня сразу же полилась жидкость. Я понял, что это огнегаситель, побежал в первый отсек на свой боевой пост", - рассказал матрос. По дороге, продолжает Гробов, встретил двоих гражданских, помог им включиться в ПДА (портативный дыхательный аппарат). Успел предупредить людей на камбузе. "ПДА я не надевал, нужно было объявлять тревогу. Сам удивляюсь, как жив остался. Лодка аварийно всплыла и вернулась на базу. Я до 10 ноября стоял на вахте, только потом пошел домой", - говорит Гробов.

Далее, по его словам, события развивались так: 11 ноября с утра пришел на службу. После обеда приехали сотрудники ФСБ и забрали его для беседы. Сказали, что если он сейчас не даст показания, что именно он нажимал кнопки, то его закроют в СИЗО. "Сказали также, что на стойке, откуда можно управлять системой ЛОХ, есть мои отпечатки. Я твердо знал, что их нет, потому что я никогда не притрагивался к ней. У нас есть такое правило: "не твое - не трогай, не знаешь - не лезь". С аппаратурой работали только гражданские. Я вообще понятия не имел, как это работает, какие кнопки нужно нажимать", - уверяет матрос. "Думал: разберутся, перепроверят и отпустят домой. Ведь у меня тогда дома была жена с трехмесячным ребенком, а я - единственный кормилец, - продолжил он. - Я все подписал, что нужно было. Но меня домой не отпустили, а в час ночи сказали, чтобы я позвонил жене и предупредил, что остаюсь на вахте. Пять дней провел в военно-следственном отделе, а затем меня отправили на месяц в психушку".

Говоря о причинах аварии, Гробов сказал: "Думаю, что техника дала сбой". "У меня сейчас одно самое большое желание: доказать, что авария произошла не по моей вине, и спокойно служить дальше", - заявил матрос .

море атомной субмарины "Нерпа" из-за несанкционированного включения автоматической системы пожаротушения погибли 20 человек - 17 гражданских из сдаточной команды, в основном специалисты Амурского судостроительного завода, и трое военных. Еще около 40 человек с борта в срочном порядке были доставлены в госпитали. В связи с этим ходовые испытания были прекращены, началось расследование инцидента.

По данному факту было возбуждено уголовное дело, в рамках которого обвинения были предъявлены командиру АПЛ гвардии капитану 1 ранга Д.Лаврентьеву и трюмному машинисту этой же лодки старшине 2 ст. Д.Гробову. В частности, Лаврентьев обвиняется в превышении должностных полномочий с причинением тяжких последствий - смерти по неосторожности двух и более лиц (п. "в" ч. 3 ст. 286 УК РФ). Гробов обвиняется в причинении по неосторожности, вследствие ненадлежащего исполнения своих профессиональных обязанностей, смерти двум и более лицам (ч. 3 ст. 109 УК РФ), а также в причинении вследствие ненадлежащего исполнения профессиональных обязанностей тяжкого вреда здоровью по неосторожности членам сдаточной команды (ч. 2 ст. 118 УК РФ).

В свою очередь общественные организации, а также контр- и вице-адмиралы Тихоокеанского флота в отставке призывают суд к справедливому решению в отношении подсудимых. Они считают, что люди на подлодке погибли из-за того, что в специальных емкостях системы пожаротушения субмарины находилась ядовитая смесь фреона и тетрахлорэтилена, а не чистого фреона, как должно быть. Концентрация ядовитого тетрахлорэтилена в смеси составила 66%, что в сотни раз превышает смертельную для человека дозу. Бывшие флотские начальники призывают отправить под суд тех, по чьей вине вместо безвредного газа в системе пожаротушения оказался яд.

Двадцать восьмого июня Тихоокеанском флотском военном суде началось рассмотрение по существу этого уголовного дела. Заседания проходят в закрытом режиме.

В конце марта нынешнего года первый заместитель начальника Главного штаба ВМФ вице-адмирал Олег Бурцев заявил в эфире радиостанции "Эхо Москвы", что химический состав и автоматика системы пожаротушения на российских подлодках изменены для обеспечения большей безопасности экипажей. "Мы усилили контроль за химическим составом компонентов, входящих в систему пожаротушения", - сказал Бурцев. Кроме того, в систему автоматики лодок "внесены поправки с поправкой "на дурака".

"АПЛ "Нерпа" проект 971 ("Щука-Б", по классификации НАТО "Акула") относится к подлодкам 3-го поколения. В состав их вооружения входят торпеды, ракеты-торпеды и крылатые ракеты "Гранат" с дальностью стрельбы 3 тыс. км. Водоизмещение субмарины - 8,14/12,77 тыс. тонн, максимальная скорость - 30 узлов, максимальная глубина погружения - 600 м, автономность - 100 суток, экипаж - 73 человека. Всего с 1984 года построено 15 субмарин этого проекта. В настоящее время все многоцелевые атомные подводные лодки проекта 971 находятся в составе Северного (бухта Ягельная) и Тихоокеанского (поселок Рыбачий) флотов.

Обозреватель Владимир Шишлин

Новости