Фонд авиаперевозок: соберут с пассажиров?
Государство хочет создать фонд гарантирования авиаперевозок, за счет которого будут осуществляться перевозки пассажиров в случае остановки операционной деятельности авиакомпании. Фонд будет формироваться за счет авиакомпаний, расходы которых по перевозке пассажиров возрастут
Москва. 1 августа. FINMARKET.RU - Минтранс РФ планирует в сентябре внести в правительство пакет документов, связанных с созданием Фонда гарантирования авиаперевозок, сообщил "Интерфаксу" замглавы министерства Валерий Окулов. Минтранс уже подготовил проекты нормативных актов и положение о фонде, актуальность создания которого была подтверждена ситуацией с авиакомпанией "Континент", сказал он.
В.Окулов напомнил, что после банкротства компаний альянса "ЭйрЮнион" правительство приняло решение о выделении гарантий в размере 5 млрд рублей из средств федерального бюджета для перевозки пассажиров в случае остановки операционной деятельности авиакомпании. Этот механизм был использован в период банкротства компании "КД-авиа". В бюджете 2011 г. на эти цели предусмотрено 300 млн рублей, в 2012 г. выделение бюджетных средств в качестве финансовых гарантий не предусмотрено.
"К сожалению, авиакомпании не проявляют заинтересованности в формировании такого фонда. Безусловно, его создание приведет к увеличению финансовой нагрузки. Однако, по экспертным оценкам, стоимость перевозки одного пассажира возрастет на сумму порядка 20 рублей. Эти деньги планируется направлять в фонд, размер которого через 3 года должен достичь 3 млрд рублей", - сказал В.Окулов. Несмотря на позицию перевозчиков, Минтранс считает, что создание фонда "повысит привлекательность авиационной отрасли и позволит обеспечить гарантии перевозки для авиапассажиров", добавил он. Замглавы Минтранса уточнил, что фонд будет гарантировать только регулярные перевозки, поскольку механизм финансирования чартерных перевозок иной.
По данным Росавиации, авиакомпании РФ в 2010 году увеличили перевозки пассажиров на 26,2% по сравнению с 2009 годом - до 56 млн 945 тыс. человек. Исходя из этой цифры и планируемой суммы фонда гарантирования авиаперевозок (3 млрд рублей за 3 года, то есть по миллиарду в год), действительно, получается, что стоимость перевозки одного пассажира может возрасти на десятки рублей. При этом практика показывает, что перевозчики захотят включить эти издержки в цену билета, то есть в результате платить за создание фонда будут пассажиры.
Пока же расходы берет на себя государство - оплату билетов авиакомпаниям за пассажиров "Континента", объявившего о прекращении деятельности 29 июля, будет осуществлять Росавиация. "Росавиация решила вопросы компенсации авиакомпаниям, которые осуществляют перевозку пассажиров компании-банкрота "Континент", - сказал генеральный директор компании "Базэл Аэро" Сергей Лихарев журналистам в понедельник в аэровокзальном комплексе в Сочи.
С.Лихарев отметил, что после того, как компания "Континент" прекратила свои финансовые операции, все данные зарегистрированных пассажиров из системы аэропортов Кубани пропали. "И у нас сегодня нет полной картины, сколько билетов продал "Континент", - сказал генеральный директор аэропорта.
По его словам, те пассажиры, которые отказались от авиаперевозчиков и купили альтернативные билеты, будут получать компенсацию за неиспользованный билет непосредственно через компанию "Континент" либо через суд.
Как сообщалось, авиакомпания "Континент" 29 июля объявила, что прекращает операционную деятельность. В аэропортах городов России не смогли вылететь сотни пассажиров.
В понедельник представитель СК РФ Владимир Маркин заявил, что руководство авиакомпании "Континент" и должностные лица Росавиации подозреваются в мошенничестве. "По результатам процессуальной проверки, проведенной по указанию председателя Следственного комитета РФ, возбуждено уголовное дело по факту мошеннических действий организованной группы лиц из числа руководства ОАО "Авиационная компания "Континент" и должностных лиц Росавиации", - сказал В.Маркин "Интерфаксу".
Росавиация, в свою очередь, заявила, что причиной банкротства стало приобретение гендиректором компании в собственность аффилированной структуры нескольких самолетов Ту-154М.