Важно
Путин заявил, что после ударов западными дальнобойными ракетами конфликт приобрел элементы глобального характера

Польская версия гибели самолета Качиньского

Варшава провела официальную презентацию доклада о причинах катастрофы самолета президента Леха Качиньского в апреле прошлого года. Признав значительную доля вины поляков, комиссия указала и на просчеты российской стороны

Фото: ИТАР-ТАСС

Варшава. 29 июля. INTERFAX.RU – Представленный сегодня в Варшаве польский доклад о причинах катастрофы самолета президента Польши Леха Качиньского указал на ошибки, допущенные как с польской, так и с российской стороны. По мнению здешних аналитиков, основная ответственность за трагедию возложена при этом на польскую сторону. Польская комиссия пришла к выводу, что самолет Ту-154, на котором 10 апреля летел в Смоленск Качиньский во главе большой правительственной делегации, не должен был получить разрешение на полет. "С официальной точки зрения самолет не должен был быть допущен к эксплуатации", - заявлено в Варшаве на пресс-конференции, посвященной презентации доклада.

Представители комиссии заявили, что число мест в самолете было увеличено до 92 без согласования с производителем судна, а пилоты, которые летели в Смоленск, недостаточно хорошо говорили по-русски, чтобы поддерживать переговоры с российскими диспетчерами. То же относится и к штурману судна. Также заявлено, что расследование выявило нарушения в подготовке пилотов самолета Качиньского, а также решило, что командиру экипажа не хватало опыта. "Это был не очень опытный летчик, который набрал опыт при полетах на хорошо оборудованные аэропорты. У него не было опыта полетов в тяжелых метеоусловиях", - сказал один из членов комиссии. По его словам, пилот был единственным, кто достаточно хорошо говорил по-русски для ведения радиопереговоров.

Причиной крушения, считает комиссия, стало снижение лайнера ниже минимальной высоты на высокой скорости. "Причиной происшествия было снижение (самолета) ниже минимальной высоты снижения при чрезмерной скорости в метеорологических условиях, не предполагающих визуальный контакт с землей, а также позднее начало процедуры ухода на второй круг", - отмечается в докладе.

Авторы документа называют одной из причин катастрофы то, что его экипаж не отреагировал на сигнал системы об опасном сближении с землей. В частности, в докладе польской комиссии среди факторов, повлиявших на авиационное происшествие, значится "отсутствие реакции экипажа на предупреждение типа "PULL UP", выдаваемое TAWS". Среди этих факторов в докладе также отмечены: "отсутствие контроля высоты с помощью барометрического высотомера при выполнении неточного захода; передача экипажу руководителем зоны посадки информации о правильном положении самолета по отношению к торцу ВПП, курсу и глиссаде, что могло укреплять экипаж в мнении о корректном выполнении захода на посадку, в ситуации, когда фактически самолет находился за пределами зоны допустимых отклонений". Кроме того, туда внесены "не информирование экипажа руководителем зоны посадки о снижении ниже глиссады и опоздавшая команда по переводу самолета в горизонтальный полет и ненадлежащая летная подготовка экипажей на самолетах Tу-154M".

По утверждению польской комиссии, на российском аэродроме в Смоленске не была обеспечена безопасность для посадки самолета президента Польши. "Смоленск-Северный" не обеспечил безопасной посадки самолета, особенно в условиях ограниченной видимости", - заявил представитель комиссии. По мнению комиссии, метеорологическое обеспечение самолета осуществлялось ненадлежащим образом. В целом, по утверждению авторов доклада, смоленский аэродром не был готов к безопасному приему самолетов. Польские эксперты пришли к выводу, что летчикам Ту-154М не был предоставлен качественный прогноз погоды для аэродрома "Смоленск-Северный", в частности, не было спрогнозировано появление тумана в районе приземления. Кроме того, комиссия сочла неудовлетворительной организацию и осуществление метеорологических измерений и наблюдений на аэродроме "Смоленск-Северный". Также в докладе отмечается, что руководителем полетами аэродрома "Смоленск-Северный" экипажу борта польского президента была передана неполная информация о метеорологических условиях на аэродроме.

Ответственность за авиакатастрофу под Смоленском самолета экс-президента Польши Леха Качиньского 10 апреля 2010 года лежит на польской стороне - таков вывод польской комиссии, расследовавшей ее причины.

"Основные причины катастрофы лежат на польской стороне", - заявили участники пресс-конференции, в ходе которой в пятницу объявлены детали доклада, подготовленного этой комиссией.

При этом отмечается, что Россия предоставила не все записи наземных служб, касающиеся захода на посадку под Смоленском в апреле 2010 года самолета. Представители госкомиссии Польши заявили, что российская сторона сообщила об утрате одной из записей. "Это затруднило расследование", - сказал один из участников пресс-конференции. Он также сообщил, что наземные технические средства на аэродроме "Смоленск - Северный", вероятно, "не функционировали должным образом". Представитель польской комиссии сказал, что из опросов российских диспетчеров можно сделать вывод о том, что "возможно, были проблемы, или те, кто использовал систему, не имел достаточного опыта", - сказал представитель польской комиссии.

Как заявил глава технической комиссии МАК Алексей Морозов, доклад госкомиссии Польши по результатам расследования катастрофы в целом соответствует выводам, ранее сделанным Межгосударственным авиационным комитетом (МАК). "Существенная часть озвученных выводов в основном соответствует аналогичным положениям окончательного отчета технической Комиссии Межгосударственного авиационного комитета", - сказал Морозов "Интерфаксу".

В частности, по словам Морозова, не вызывает никаких возражений пункт отчета, который гласит, что "причиной происшествия было снижение ниже минимальной высоты снижения при чрезмерной вертикальной скорости в метеорологических условиях, не позволяющих выйти на визуальный контакт с землей". Морозов также отметил, что при подготовке окончательного отчета комиссией МАК были учтены практически все технические замечания, представленные польской стороной. "Еще в мае 2010 года, после предварительного анализа имеющихся данных, мною и уполномоченным представителем Республики Польша Эдмундом Клихом были подписаны первоочередные рекомендации 36-му спецполку, направленные на повышение уровня организации летной работы в подразделении и подготовки летных экипажей самолетов Ту-154М, в том числе на тренажерах", - сказал глава комиссии МАК.

Он отметил, что "недостатки, касающиеся оборудования аэродрома Смоленск "Северный" и работы группы руководства полетами, отмеченные в презентации государственной комиссии Республики Польша, нашли свое полное отражение и в окончательном отчете комиссии МАК". "Однако хочу подчеркнуть, что, по мнению технической комиссии МАК и привлеченных международных экспертов, эти недостатки не явились причинами авиационного происшествия", - сказал Морозов.

Вместе с тем, отметил глава комиссии МАК, "некоторые выводы для нас пока непонятны - в том числе уверенность, что командир воздушного судна не имел намерения садиться или что присутствие в кабине экипажа посторонних лиц, особенно главнокомандующего ВВС Республики Польша, не повлияло на решение командира воздушного судна и психофизиологическое состояние членов экипажа". "Более подробные технические комментарии будут даны позднее, когда мы ознакомимся с материалами польской комиссии. Думаю, это произойдет в ближайшее время", - сказал глава комиссии МАК.

Ранее в пятницу польское радио сообщило, что в докладе будут названы имена порядка 150 поляков, "несущих долю ответственности" за катастрофу". В их числе - пилоты самолета, а также высшие чины в ВВС, армии и министерстве обороны Польши, отмечалось в сообщении.

На борту разбившегося под Смоленском 10 апреля прошлого года самолета находилась официальная польская делегация во главе с Качиньским, которая летела для участия в мемориальных мероприятиях в Катыни, где органами НКВД СССР в 1940 году были убиты польские военнопленные. В катастрофе самолета Качиньского погибли 96 человек - 88 пассажиров и восемь членов экипажа. В январе 2011 года базирующийся в Москве Межгосударственный авиационный комитет (МАК) обнародовал свой окончательный отчет о результатах технического расследования катастрофы самолета президента Польши. Непосредственной причиной крушения признано решение экипажа не уходить на запасной аэродром, а системными причинами - недостатки в обеспечении полета и подготовки экипажа. Результаты расследования МАК были переданы российским следственным органам, которые ведут расследование авиакатастрофы.

Польская сторона вела свое расследование обстоятельств крушения. Россия передала Польше большой объем материалов, которые касаются расследования авиакатастрофы. В мае после переговоров с генпрокурором РФ Юрием Чайкой генпрокурор Польши Анджей Серемет сказал, что дата, когда Москва передаст Польше обломки самолета Л.Качиньского, пока не определена. В апреле начальник Главного управления международно-правового сотрудничества Генпрокуратуры РФ Саак Карапетян сказал, что дата передачи Польши фрагментов самолета неизвестна. "Пока не будут проведены все экспертизы, мы эту дату не можем назвать", - сказал он.

В апреле же премьер-министр Польши Дональд Туск заявил, что Россия не говорит всей правды об авиакатастрофе под Смоленском. "Русские пытаются скрыть не потому, что там есть страшные тайны, а потому что, как правило, они не любят признавать свои ошибки и слабости", - цитировало 7 апреля 2011 года Туска польское радио. Брат погибшего президента Польши Ярослав Качиньский заявлял в интервью ВВС, что "решения российской стороны способствовали катастрофе". "Действовали они умышленно или это был обычный бардак, трудно понять", - утверждал Качиньский.

В апреле 2011 года глава МИД РФ Сергей Лавров отверг упреки в том, что расследование, проведенное российскими властями, было непрозрачным. "Польские эксперты принимали непосредственное участие в этом процессе. Выводы расследования основаны на общеизвестных фактах. Речь не идет о том, что эти выводы содержат обвинения в адрес кого-то. Задача профессионалов состоит в том, чтобы исследовать их", - сказал тогда С.Лавров. МАК уже заявил, что отреагирует на выводы польской комиссии о причинах катастрофы самолета польского президента Леха Качиньского. "МАК обязательно ознакомится с отчетом польской правительственной комиссии о причинах авиакатастрофы самолета Ту-154М и, скорее всего, выступит с комментариями по данной теме", - сообщил "Интерфаксу" в пятницу официальный представитель МАК Олег Ермолов.

Обозреватель Владимир Шишлин

Новости