Кандибобер Гибсона

Третья режиссерская работа умницы Джоди Фостер рассказывает полную драматизма историю семьи, в которой подавить зашкаливающий уровень отчаяния можно свободно перепоручить даже плюшевому бобру

Москва. 27 июля. INTERFAX.RU – Показанный в мае в Каннах и уже в конце июня на ММКФ, "Бобер" доплыл до широкого российского проката. Классический инди-проект, привлекший серьезных голливудских звезд, Джоди Фостер и Мела Гибсона, изначально был запланирован под постановку другим режиссером, но, благодаря счастливым обстоятельствам, сценарий Кайла Киллена, возглавивший в 2008г. специальный "внутрицеховой" список самых лакомых творческих задумок, волшебным образом все-таки оказался в руках Фостер.

Для актрисы, которая в последнее время признается, что режиссура ей все-таки сейчас намного ближе, чем игра перед камерой, в объектив которой Джоди попала, когда ей было всего три, "Бобер" стал желанным и значимым проектом. Предыдущий фильм, называвшийся "Домой на праздники", вышел 15 лет назад. Но прошедшее время не развеяло интерес Фостер к вдумчивому наблюдению за процессом разложения семейного устава. Гниение – тоже жизнь, как-то так. Делает она это не по чисто научной, естествоиспытательской надобности, без гадливой оторопи пуританской чистоты, не казнит героев своим великодушием, и вообще, ее присутствие в "кабине машиниста" довольно слабо чувствуется и выветривается во время первого же скоростного перегона. Но напрочь отрицать, что главенство Фостер в ее постановках - дело последнее, тоже все-таки было бы не совсем справедливо. В одном из интервью к фильму, выложенном на imdb.com, отличница Йейля четко отвечает на поставленный вопрос, мол, у меня два любимых режиссера: педантичный и высокотехничный Дэвид Финчер и его полная противоположность – интуитивный, эмоциональный и открытый Нил Джордан. Из высказанных предпочтений вполне можно делать выводы.

Методы Джоди Фостер уже сейчас, после "Бобра", вполне продуктивно можно попытаться проанализировать, только кажется, что выведенная манера автора едва ли стерпит высоколобое занудство. Занудство любой критики всегда, в ее случае, будет противопоставлено просветленному и просвещенному, куда более осмысленному занудству самого режиссера. Выбрав на главную роль заклеванного Голливудом и прессой старого друга Мела Гибсона, Фостер как бы говорит, мол, что хотите жужжите про мораль и этику, Гибсон, вот он, живой и гениальный, остальное меня мало касается. И то, что сделала сейчас Фостер, выглядит вовсе не как некая "дружеская ставка" на "старого коня", не как оппозиционная истерическая декламация произведения несправедливо забытого стиля, - это что-то такое, что доступно только ей.

И пускай во взгляде героя Уолтера Блэка плещутся ядовитые голубые медузы, порядком уставшие жалить внимательными черными точками зрачков, пускай передвигается он по собственному дому, как медведь-шатун, пускай замусоленная игрушка-перчатка становится ему собеседником лучшим, чем собственные жена и дети, и уж тем более ненавистный мозгоправ. Все это в тысячу раз более настоящее, чем то, чем прикрывается сегодня традиционное американское кино.

Хотя, "Бобер", возможно, уже и есть та самая "новая традиция", которую в той или иной мере отстаивают и другие фильмы, перечислять их нет никакого смысла, время от времени они просачиваются и в российский прокат, доходят до российского зрителя, который с радостью узнавания, перекормленный многолетним застойным позитивом, потирает руки после просмотра и шумно выдыхает: "поди ж ты, и у них не все гладко". Эту линию вспарывания "семейного живота" продолжают уже тоже довольно давно, но от этого колючие истины не становятся менее болезненными, а шоковая анестезия все никак не наступает. Смотреть, как мучается Гибсон, и как при этом самоуверен его Бобер поистине невыносимо и мучительно. До отвращения, порой до тошноты, но тошнить слезами – испытание слишком тяжелое, даже для наследственных неудачников.

Обозреватель Полина Грибовская

Новости