Баба для мамонтенка
Камерное роуд-муви "Последний мамонт Франции" с Жераром Депардье в главной роли – приятный винегрет из узнаваемых картин известных режиссеров
Москва. 25 июля. INTERFAX.RU - Есть фильмы, которые критики любят не просто за присутствие аллюзий, а за некую сумму цитат, образующих всю композицию произведения. В случае с "Мамонтом" Гюстава де Керверн и Бенуа Делепина все обстоит именно так. Даже начиная с названия, которое прокатчику пришлось менять, потому что одноименный фильм Лукаса Мудиссона вышел совсем недавно, и могут возникнуть ненужные параллели.
Сюжет фильма таков: пожилого мясника, которого играет Жерар Депардье, отправляют на пенсию. Делать ему становится решительно нечего, и он решает занять себя сбором справок с работ, которые он так много сменил в молодости. Поэтому он садится на свой старый мотоцикл "Мамонт" и отправляется в неторопливое путешествие. Это неуклюжий длинноволосый старик-великан, который всегда отличался бесхарактерностью и туповатостью – именно такой будет его поездка.
Теперь начинаем самое интересное – вспоминать. Первое – это "Простая история" Дэвида Линча, где старикан на газонокосилке едет через всю Америку, чтобы помириться со своим братом. Здесь герой тоже встречает по пути всяких чудиков, но только они скорее плохие, чем хорошие, как в соцреалистическом произведении Линча. Вторая очевидная параллель – "Сломанные цветы" Джармуша, потому что главный герой любил свои работы, и теперешнее их посещение – это попытка прошерстить старые увлечения. Третье - "Призрак" Джерри Цукера, потому что старику все время является образ умершей некогда возлюбленной и разговаривает с ним, а ему нужно как-то с этим примириться. Между прочим, эту роль играет Изабель Аджани, и если бы не Депардье, вряд ли она согласилась бы появиться в таком фильме, да еще и в почти эпизодической роли. Четвертое – "О Шмидте" Александра Пэйна, потому что там только что ушедший на пенсию старик страдает от своей невостребованности и пытается найти хоть какой-то смысл жизни в путешествии. Неторопливый дух этих фильмов также имеет много общих черт. Пятое – "Беспечный ездок" Денниса Хоппера, потому что путешествие проходит на мотоцикле, и для героев это ощущение воздуха в лицо принципиально важно. Шестое и где-то до тридцатого – все фильмы с Депардье, в которых он участвовал с шестидесятых по конец семидесятых, потому что роль в "Мамонте" выглядит их кармическим наследием. Начиная с первой роли в короткометражке "Битник и барышня" (помните, где он, патлатый хулиган, отбирает у студентки ее книги, потому что "у него нет денег, чтобы купить их") и продолжая ролями у Алена Рене, Барбета Шредера, Сержа Гензбура, Марко Феррери, Бернардо Бертолуччи, Андре Тешине, Клода Миллера, Марио Моничелли и Франсуа Трюффо. В особенности же у Бертрана Блие, который своими "Вальсирующими" прославил Депардье на весь мир. С этого момента и в течение долгого времени Депардье ассоциировался с воплощением тотально раскрепощенного сексуальной революцией человека. Он участвует в экранных оргиях, легко меняет партнерш и всегда готов набить морду тому, кто ему мешает, и в некоторых случаях, как у Феррери, даже может отрезать себе член. За все приходится платить, и когда молодой лоботряс постарел, ему уже ничего не остается, кроме как вспоминать о молодых безумствах, потерянной любви и упущенных возможностях. Впрочем, он превратился в живую развалину, которая к размышлениям и обобщениям, равно как и к поступкам, не способна. Это старик Козлодоев, которому остается только вернуться домой, как в фильме "Утро понедельника" Иоселиани, и спокойно умереть дома, как в "Нашествии варваров" Дени Аркана.
Обозреватель Сергей Сычев