Насилие берет верх над армией

Масштабы воровства в российской армии не уменьшаются, как и число преступлений в армейских рядах – рукоприкладства (на межнациональной почве и по отношению к младшим служащим) и вымогательства

Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 21 июля. INTERFAX.RU - Главный военный прокурор РФ Сергей Фридинский на заседании коллегии ведомства в четверг дал весьма нелицеприятную оценку ситуации в армии: коррупция и насилие не только не отступают, а, наоборот, становятся, по сути, реальностью армейской жизни.

По словам главного военного прокурора, практика мздоимства в ходе дополнительных выплат российским военнослужащим получила повсеместное распространение начиная с ротных подразделений и заканчивая вышестоящими штабами. Фридинский привел свежий и, по его оценке, наиболее наглядный пример историю в Липецком авиационном центре, где командованием с военнослужащих было незаконно "экспроприировано" более 3 млн руб. По его словам, вместо проведения незамедлительной проверки и принятия жестких мер к мздоимцам, должностные лица главкомата ВВС по сути начали прессинг личного состава за то, что ситуация вышла из тени. "Кто же после этого с нами будет сотрудничать в этих вопросах?" - сказал Фридинский. Главный военный прокурор констатировал, что подобная преступная практика мздоимства получила повсеместное распространение. Уголовные дела по фактам поборов расследуются практически во всех округах и на флотах, однако реакция военных прокуроров на эти нарушения не везде адекватна их последствиям.

Попытки найти противоядие от коррупционной заразы успеха пока не принесли. Фридинский напомнил, что внесены необходимые коррективы в 115-й и 400-й приказы. Однако на местах в их реализацию вносят свои "поправки". Непременным условием включения в приказ о дополнительных выплатах становятся поборы с получаемых сумм командирам либо во всякие фонды, отметил главный военный прокурор. По его данным, ущерб государству от коррупционных проявлений в российской армии в нынешнем году превысил 600 млн рублей, к ответственности привлечены шесть генералов и свыше 170 старших офицеров. При этом в четверти случаев речь идет о должностных подлогах и мошенничестве, а еще в четверть – о присвоении, растрате и взяточничестве. Не отстает от военнослужащих и государственный персонал: к уголовной ответственности за подобные правонарушения привлечено 145 таких лиц.

Главный военный прокурор также сообщил, что за полтора года выявлено больше 30 тыс. нарушений, связанных с использованием федеральной собственности и реализации высвобождаемого военного имущества, государству причинен ущерб на сумму свыше миллиарда рублей.

Оборонный заказ

Разумеется, не остался без внимания и гособоронзаказ: прокурорами выявлено почти полторы тысячи правонарушений в сфере использования бюджетных средств в рамках государственного оборонного заказа

"Финансирование оборонных нужд в 2011 году увеличилось и превысит 1,5 трлн руб. Однако одновременно с этим растут и потери. Прокурорами выявлено почти полторы тысячи правонарушений, которыми причинен ущерб на сотни миллионов рублей", - сказал Фридинский. Основными причинами такого положения дел руководитель ГВП назвал "недостатки в работе заказывающих управлений, недобросовестность руководителей целого ряда оборонных предприятий, отсутствие должного контроля со стороны военных представительств и иных заказчиков за качеством продукции и применением цен на этапах работ, а зачастую - умышленные противоправные действия".

Рост рукоприкладства

Фридинский сообщил о росте преступности среди солдат-срочников, а также числа рукоприкладств, примененных офицерами по отношению к подчиненным. За шесть месяцев текущего года их количество возросло еще на 3% - с 2 102 до 2 163. От этих деяний пострадали более 2 тыс. человек. Подавляющее большинство преступлений совершено военнослужащими по призыву - 1 581. Число рукоприкладств в этом году возросло более чем на 15%, а среди младших офицеров - почти вдвое. В текущем году к уголовной ответственности за насилие над подчиненными привлечено 75 только лейтенантов-выпускников. "Такую практику, - отметил Фридинский, - охотно перенимают и младшие командиры из числа сержантов. В этом году уже более 170 сержантов по призыву привлечены к уголовной ответственности за рукоприкладство". Подобные факты распространены в войсках Восточного, Центрального, Западного военных округов, сказал Фридинский. "Полагаю, что они имеют место и в других регионах", - сказал он.

Особую опасность он видит в таких деяниях, когда они совершаются на межнациональной почве, а такие факты есть.

Фридинский также сообщил, что в прошлом году военнослужащими по призыву совершено каждое третье зарегистрированное преступление, а за шесть месяцев текущего года - уже половина всех правонарушений (2 660), две трети из которых - посягательство на порядок прохождение военной службы (1 578). "В структуре этих преступлений из года в год растет количество вымогательств денег и другого имущества у сослуживцев", - отметил Фридинский. По его мнению, создание военной полиции не станет панацеей от всех армейских бед, хотя будет способствовать наведению порядка в войсках.

Опыт работы военной полиции в других странах, пояснил главный военный прокурор, подтверждает, что уровень преступности в армейских рядах, прежде всего, определяется социальными факторами, а не наличием в структуре вооруженных сил специального органа по охране правопорядка. Фридинский поручил работникам ГВП в составе межведомственной рабочей группы тщательно проработать все вопросы, связанные с созданием института военной полиции, чтобы обеспечить максимальную эффективность работы этой структуры.

Обозреватель Владимир Шишлин

Новости