Буря в пустыне

Экранизацию фантастической пьесы Уильяма Шекспира "Буря" на этот раз осуществила Джули Теймор, театральный и кинорежиссер. Она постаралась избежать модернистских приемов, часто используемых при экранизации

Москва. 19 июля. INTERFAX.RU - Волшебница Проспера, бывшая официальная герцогиня Милана, живет вместе с дочерью Мирандой и рабом Калибаном на необитаемом острове и планирует осуществление плана мести своему брату Антонио и королю Неаполя Алонзо, которые коварно свергли и изгнали ее из родного города. С этой целью она вызывает бурю, которая топит королевский корабль, проплывающий недалеко от острова со всеми интересующими ее путниками на борту. Выброшенные на берег в разных концах острова, Алонзо, его брат Себастьян, советник короля Гонзало, юный принц Фердинанд, Антонио, а также пьяница Стефано и шут Тринкуло подвергаются различным неприятным испытаниям, которые устраивает для них дух Ариэль, состоящий на службе у Просперы.

Экранизацию фантастической пьесы Уильяма Шекспира, написанной им в самом конце своей жизни, на этот раз осуществила Джули Теймор, американская театральный и кинорежиссер, известная своей бродвейской постановкой мюзикла "Король-лев" и киномюзиклом "Через Вселенную", основанном на песнях Beatles. "Буря" - это не первая работа Теймор с шекспировским наследием - в ее фильмографии есть экранизация кровавой трагедии "Тит Андроник", получившая название "Титус", в которой режиссер смешала времена Римской империи с элементами современной культуры и которая была номинирована на премию "Оскар" в 2000 году.

От нынешней "Бури" также можно было бы ожидать подобного подхода, который стал уже общим местом в работе с пьесами Великого Барда, но единственным радикальным изменением, предпринятым Теймор, стала перемена пола главного персонажа трагикомедии - герцог Просперо здесь превратился в герцогиню Просперу, роль которой блестяще исполнила английская актриса Хелен Миррен. Название фильма прекрасно подходит и к описанию игры Миррен - ее героиня подобно буре разыгрывает перед зрителем эмоциональный фейерверк, временами стихая, чтобы после взорваться в новом выплеске чувств, будь то гнев или проявление родительской любви. Аккомпанируют актрисе профессионалы не меньшего уровня, что, впрочем, всегда гарантирует театральный бэкграунд Джули Теймор - Дэвид Стрэтхэйрн, Альфред Молина, Рассел Брэнд и другие так же определенно получают удовольствие от того, что им приходится играть на этот раз.

Абстрагироваться от времени, в котором происходит действие фильма, помогают и пустынные, часто безжизненные, пейзажи острова, выбранного в качестве основной декорации, которую дополняют компьютерные спецэффекты, не призванные, впрочем, поразить зрителя своей высокотехнологичностью, но, напротив, придать “Буре” элемент авангарда и необычности. В этом смысле работа Теймор немного напоминает экранизацию этой же пьесы Шекспира, осуществленную в 1979 году английским киноавангардистом Дереком Джарменом. Два фильма связывает и Сэнди Пауэлл, дизайнер костюмов, сотрудничавшая с Джарменом на некоторых его картинах.

Другими словами, Джули Теймор постаралась избежать модернистских приемов, часто используемых при экранизации Шекспира, но в то же время не остаться на территории традиционного подхода. В результате, мы имеем вполне оригинальную киноверсию трагикомедии Уильяма Шекспира “Буря”.

Обозреватель Артем Ушан

Новости